Русский язык в классах с казахским языком обучения

                                                     7 класс

 

                                                   І четверть

 

                                                          Модуль №1.

Урок 1. Повторение.

 

Урок 2. Синонимы.

 

І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой

                                         темы).

  1. Закончите предложения.

Лексика – это______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Однозначные слова – это____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Многозначные слова – это___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры слов с переносным значением:____________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните в тексте слова, употребленные в переносном значении.

Однажды я бродил в лесу,

                                                            Смотрю – уж вечер на носу,

                                                            На небе солнца больше нет,

                                                            Остался только красный след.

                                                            Примолкли ели. Дуб уснул.

                                                            Во мгле орешник потонул.

                                                            Затихла сонная сосна.

                                                            И наступила тишина.     (И.Токмакова.)

ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.

  1. Вспомните из программы 5-6 классов, какие слова называются синонимами.

Синонимы – это____________________________________________________________________

 

  1. Соедините слова стрелками.

Собака                    Войско

Печаль                    Путь

Дорога                     Ложь

Неправда                Пес

Армия                      Грусть

 

  1. Найдите «лишнее» слово.

Красивый, симпатичный, прелестный, умный.

Шоссе, ручка, дорога, трасса.

Большой, огромный, деревянный, громадный.

 

ІІІ этап. Разноуровневые задания.

 

1-й уровень (5 баллов).

  1. Подберите к данным словам синонимы.

Смеяться-_____________________

Разговор-______________________

Идти-________________________

Радостный-___________________

 

  1. Укажите в тексте синонимы.

Водятся в горах архары, бурые медведи. Обитают в предгорьях и горах дикие кабаны, волки.Снежный барс – сильный, выносливый зверь. В горах чистый, незагрязненный воздух.В Красную книгу Казахстана занесены малочисленные виды животных и птиц. К немногочисленным животным относится марал.

 

  1. Выпишите синонимы в два столбика.

Бежать, ползти, лететь, тянуться, нестись, тащиться, мчаться, передвигаться.

І.Быстро                                        ІІ.Медленно

___________________                  ___________________

___________________                  ___________________

___________________                  ___________________

___________________                  ___________________

 

  1. Подберите синонимы к многозначному прилагательному свежий в контексте:

Свежая газета –___________________________________

Свежие краски — ___________________________________

Свежий воздух — ___________________________________

 

  1. В каждой паре пословиц укажите синонимы. Какими частями речи они выражены?

1) Когда едешь в путь, осторожен будь. – Всякая дорога вдвоем веселей.2)Всякий крючок просит клочок. – В каждой семье свои порядки. 3)Глядит, как гусь на зарево. – Смотрит, как кот на сало. 4) Что испек, то и кушай. – Чем больше ешь, тем больше хочется. 5) Изменник и трус —  одного поля ягоды. – Предателя и ворон не клюет.

 

2-й уровень (4 балла).

  1. Прочитайте предложения, к каждому слову подберите синонимы.

1) Врач прописал пациенту инъекции.__________________________________________________

2) Ученики укрылись от непогоды под крышей.__________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

  1. Подберите слово, объединяющее все слова, указанные в каждой колонке.

І                                                       ІІ                                                        ІІІ

алый                                                дымчатый                                        небесный

пунцовый                                        пепельный                                         бирюзовый

кумачовый                                     мышиный                                          лазурный

________________                        _________________                         ________________

 

3-й уровень (3 балла).

В последнее время в речи многих людей все чаще можно услышать слово актуальный. Каково его значение? Подберите к этому прилагательному 3 синонима. Составьте с ним 2 предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 3. Синонимические ряды.

 

І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой

                                         темы).

  1. Подберите к каждому прилагательному синонимы.

Мягкий климат –______________________________

Мягкий хлеб – ________________________________

Мягкая земля – _______________________________

Мягкий характер –____________________________

 

  1. 2. Вместо пропуска напишите подходящий по смыслу синоним.

Дать, вручить, преподнести.

Почтальон ___________________ нам телеграмму.

Друг ________________ мне почитать интересную книгу.

Зрители ________________ руководителю ансамбля букет цветов.

 

ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.

  1. Подберите к каждому слову по два синонима.

Работа, _________________________________

Смотреть,_______________________________

Смелый, _________________________________

  • На какие вопросы отвечают слова каждого ряда?
  • К каким частям речи они относятся?
  1. Сделайте вывод: Синонимические ряды – это________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Подберите синонимы к словам, составьте синонимические ряды.

Интересный —_____________________________________________

Хотеть -_________________________________________________

Стужа -_________________________________________________

 

ІІІ этап. Разноуровневые задания.

1-й уровень (5 баллов).

1.Составьте синонимические ряды.

Уйти -_______________________________________

Беседа -______________________________________

Радость — ___________________________________

 

  1. Прочитайте текст. Выпишите синонимические ряды.

Зима. За окном снег, вьюга. Или метель? А может пурга? Ну не буран же: буран, скорее, в степи, в поле, а не в городе, хотя и это слово приходит на ум.

         А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре, но, конечно, не к зною.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Вместо точек напишите подходящий по смыслу синоним.

Развлекать, забавлять, веселить.

Никто лучше его не ____________________ детей.

Чистое небо, яркая зелень – все это _____________________ душу, наполняло ее радостью.

Хозяин _________________ гостей как мог.

 

  1. Найдите «лишнее» слово.

Родина, семья, отчизна, отечество.

Доктор, врач, учитель, лекарь.

Страшный, уродливый, чудлвищный, честный.

 

  1. Какой синонимический ряд составлен неверно?

Занавес, штора, портьера.

Преемник,наставник,педагог.

Качаться, колыхаться, колебаться.

 

2-й уровень (4 балла).

  1. Образуйте синонимические ряды, обозначьте в них главное слово.

Популярный,______________________________________

Сильный, ________________________________________

Состязание,______________________________________

Спрятаться,______________________________________

 

  1. В каждом синонимическом ряду выделите слово, в котором признак выражен сильнее.
  2. Большой, огромный, громадный.
  3. Отважный, неробкий, смелый.
  4. Крохотный, микроскопический, маленький.

 

3-й уровень (3 балла).

  1. Придумайте юмористический рассказ, употребив в нем следующие синонимические ряды.
  2. Кричать, орать, гаркать.
  3. Торопить, погонять, понукать.
  4. Уходить, удалиться, скрыться.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Урок 4. Антонимы.

 

І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой

                                         темы).

  1. Составьте синонимические ряды.

Товарищ –______________________________________

Воин – _________________________________________

Охранять – ____________________________________

 

  1. Вместо пропусков вставьте слова из данного синонимического ряда.

Сообщил, ответил, сказал, произнес, крикнул.

В дверь позвонили.

— Пойди, посмотри, кто пришел, — ________________ мне отец.

Я открыл дверь. Передо мной стоял почтальон.

— Иванов здесь живет?- __________________ он.

— Да, здесь, — _________________ я.

— Вам телеграмма, распишитесь.

— Кто там?-________________ из комнаты отец.

— Тебе телеграмма, — __________________ я.

 

ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.

  1. Вспомните из программы 5-6 классов, какие слова называются антонимами.

Антонимы — _____________________________________________________________________

 

  1. 2. Найдите в пословицах антонимы.

1) Свое потеряв, чужого не ищут. 2) Не вкусив горького, не увидишь и сладкого. 3) Смелый там найдет, где робкий потеряет. 4) Мягко стелет, да жестко спать. 5) На печи не храбрись, а в поле не трусь.

 

  1. Найдите «лишнюю» пару.

война – мир                                    далекий – близкий

толстый – тонкий                       черный – серый

красивый – хороший                     твердый – мягкий

большой – маленький                    белый — черный

 

ІІІ этап. Разноуровневые задания.

 

1-й уровень (5 баллов).

1.Прочитайте стихотворные строки, найдите в них антонимы.

1) Мне грустно потому, что весело тебе. (М.Лермонтов.)

2)Так мало пройдено дорог,

   Так много сделано ошибок.  (С.Есенин.)

 

  1. Вместо пропусков поставьте антонимы к выделенным словам.

1) Маленькое дело лучше большого _______________.2) Корень ученья горек, да плод его ______________. 3) Легко сказать, да _________________ доказывать.4) Из большого можно сделать ___________________ .

 

  1. К данным словам подберите синонимы, а затем антонимы.

Образец:грусть – тоска, веселье.

Работа – ___________________________________

Быстрый –__________________________________

Хороший – ____________________________________

 

  1. 4. Из данных слов соберите пословицы, подчеркните антонимы.

1) Говори, делай, больше, меньше, а.

______________________________________________________

2) Разумеет, голодного,не, сытый.

______________________________________________________

3) Ученье, неученье, а, свет, тьма.

______________________________________________________

 

  1. 5. Вставьте вместо пропусков антонимы.

1) Вот  лиса и дразнит зайца: У меня избушка светлая, а у тебя __________________.2) Шел он близко ли,________________ли, долго ли, _________________ ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку дождик иссек. 3) Избушка повернулась к нему передом, к лесу _____________.

4) Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула ________________ рукавом – поплыли по озеру белые лебеди.

 

2-й уровень (4 балла).

  1. Подберите антонимы к данным словам по образцу: темная ночь – светлый день (и существительные, и прилагательные в данной паре по отношению друг к другу являются антонимами).
темная ночь светлый день
  дедушка родная  
горечь   радость  
ранняя     осень

 

  1. Разгадайте кроссворд, подобрав к данным словам антонимы.
р а з л у к а
б о л ь ш е
с л а в а
т р у д
П О Б Е Д А
д е н ь
в е с н а
д р у ж б а
г о р ь к и й

 

3-й уровень (3 балла)

  1. Подберите антонимы, обозначающие:

1) время и пространство;

Образец: север – юг,______________________________________________________________

2) начало – конец действия или состояния;

    Образец: заболеть – выздороветь,__________________________________________________

3) большую, малую величину признака;

   Образец: высокий – низкий,_________________________________________________________

4) направление движения;

Образец: подняться – опуститься, __________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 5. Антонимические пары.

 

І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой

                                         темы).

  1. Замените все слова в предложении синонимами.

Водитель снова начал вглядываться во мрак.

_____________________________________________________

 

  1. Продолжите синонимические ряды.

Дорожка,_______________________________

Грустный,______________________________

Красивый,______________________________

 

  1. Подчеркните в данных пословицах антонимы.

Иди вперед, а оглядывайся назад. Глупый осудит, а умный рассудит. Каково начало, таков и конец. Говорит прямо, а делает криво. Много спать – мало жить. Любишь брать – люби и отдавать.

 

ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.

  1. Определите, к каким частям речи относятся данные слова:

Зима (        ) – лето(        )                         зима(        ) – летний(        )

Жара (        )– холод(        )                        жаркий (        )– холод(        )

Веселый(        ) – грустный(        )            веселье(        ) – грустный(        )

Бежать(        ) – стоять(        )               бег(        ) – стоять(        )

— Чем отличаются слова  1-го и 2-го столбиков?_________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод: Антонимические пары – это ______________________________________

_________________________________________________________________________________

 

  1. Сравните с правилом:

Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – провожать.

 

  1. Составьте с выделенными словами антонимические пары.

Последней вошла девушка, поразительно похожая на Тогжан. Она вошла, улыбаясь сдержанно, но чуть лукаво, приоткрывая белые ровные зубы. Ему казалось, что перед ним взошла молодая луна.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

 

  1. Выскажите мнение, противоположное содержащемуся в следующих предложениях.

Образец: У нее смуглое лицо. – Нет, у нее белое лицо.

Она высокого роста.У нее бледные щеки, белокурые волосы, светлые брови.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните антонимические пары.

 

ІІІ этап Разноуровневые задания.

1-й уровень (5 баллов).

  1. Составьте с данными словами антонимические пары.

Поздно -________________________

 Вверх -_________________________

 Разлука -_______________________

 Узкая -_________________________

 Выздороветь -___________________

 

  1. Подчеркните в пословицах антонимические пары.

1)Ученье – свет, а  неученье – тьма. 2) С больной головы на здоровую. 3) Сытый голодного не   разумеет. 4) По платью встречают, по уму провожают.

 

  1. Закончите пословицы, подчеркните антонимические пары.

Мир строит, а война_________________ .

Легко друга потерять, трудно_________________ .

Декабрь год кончает, а зиму __________________ .

 

  1. Найдите и соедините стрелками вторую половину пословиц.

Кто хочет много знать,                          да жестко спать.

Мягко стелет,                                          зато плод сладкий.

Корень учения горький,                            а для ударника мал.

Велик день для лодыря,                             тому меньше надо спать.

 

  1. Прочитайте стихотворные строки, найдите в них антонимические пары.

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик – я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.          (А.С.Пушкин)

 

2-й уровень (4 балла).

  1. Разгадайте кроссворд, подобрав к данным словам антонимы, найдите ключевое слово.

1.лето

2.день

3.громко

4.плохо

5.мир

6.грязный

7.свет

1  
   2  
    3
    4  
5  
    6  
    7  

 

  1. Составьте с данными выражениями предложения, подчеркните в них антонимические пары.

Ни жив ни мертв; от мала до велика; ни холодно ни жарко; ни больше ни меньше; не на жизнь, а на смерть.

3-й уровень (3 балла).

  1. Придумайте рассказ на тему “Смешная история”, употребив в нем антонимические пары.

 

 

 

 

Урок 6. Омонимы.

 

І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой

                                         темы).

  1. Подберите антонимы к данным словам по образцу: темная ночь – светлый день (и существительные, и прилагательные в данной паре по отношению друг к другу являются антонимами).
добрый друг  
  мальчик трусливая  
    жаркое лето
веселый     плач

 

  1. К данным парам существительных подберите прилагательные-антонимы по образцу:

Дорога широкая    —           тропинка узкая

мед___________    —           перец_____________

уголь            __________    —           снег_______________

песня__________   —           сказка_____________

заяц___________   —           тигр______________

камень_________   —           пушинка___________

 

ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.

  1. Прочитайте предложения.

В огороде растет зеленый лук.

Воины метко стреляли из лука.

  • Одинаковое ли значение имеют выделенные слова?
  • Что вы можете сказать об их звучании и написании?
  1. Сделайте вывод: Омонимы — это___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Сравните свой вывод с правилом:

Омонимы – это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но совершенно разные по лексическому значению: ключ – родник, ключ – приспособление для открывания и закрывания замка.

 

  1. Найдите омонимы в предложениях. Объясните значение омонимов.

         Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке.Сидя на песчаной косе, отец точил косу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ІІІ этап. Разноуровневые задания.

1-й уровень (5 баллов).

  1. Найдите в тексте омонимы, подберите к ним синонимы.

Он купил ириску,

Решил ее не есть.

Но как не съесть ириску,

Когда ириска есть.    (А.Барто)

__________________________________________________

__________________________________________________

 

  1. Выпишите омонимы, определите их значение.

1) Мальчик съел сладкий гранат. 2) Эти бусы сделаны из граната. 3) Детям нужна материнская ласка.4) У ласки густой, короткий мех. 5) В математике изучаются простые дроби. 6) С площади доносилась дробь барабана.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В предложениях вместо пропусков вставьте омонимы перевести, повод, брак.

1) Это предложение надо __________________ на казахский язык. 2) Здесь сильное движение, надо детей _________________ через улицу. 3) На приготовление торта пришлось _________________ много муки, масла и сахара. 4) У моих родителей счастливый _________________. 5) Нельзя допускать _________________ в работе. 6) Мальчик держал коня за _________________. 7) Для ссоры не было _________________.

  1. Объясните значение омонимов.

_________________________

Кок           _________________________

 

 

_________________________

Среда           ________________________

 

_________________________

Бокс           _________________________

 

  1. Отгадайте загадку.

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значения:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане,

И там все время ни гугу.  (______________________)

 

2-й уровень ( 4 балла ).

  1. Отгадайте загадки.

1) Каким ключом нельзя открыть дверь?_____________________________________________

2) Какую ноту не кладут в суп?_____________________________________________________

3) Из какого крана нельзя брать воду?_______________________________________________

4) Какую строчку не может прочитать ни один ученый?_______________________________

5) Какой лук не кладут в суп?_______________________________________________________

6) Какой бор никогда не имеет листвы?______________________________________________

 

  1. Сравните слова-омонимы в словосочетаниях, укажите их значение.

Затопило луга – ___________________________________________________________________

Затопила печь –___________________________________________________________________

Закурил люльку –___________________________________________________________________

Качал люльку –____________________________________________________________________

Родное гнездо –____________________________________________________________________

Гнездо для патронов -______________________________________________________________

 

3-й уровень (3 балла).

  1. С данными словосочетаниями составьте предложения.

         Задуть свечу, задуть печь; мой папка, папка для бумаг; точить косу, красивая коса; закусили перед обедом, закусили удила.

 

Календарное планирование по русскому языку

(7 класс, с казахским языком обучения)

 

 

 1 четверть (18 уроков, по 2 часа в неделю)

 

І

 

М

О

Д

У

Л

Ь

 

1 урок Повторение изученного в 6 классе.
2 урок Синонимы.
3 урок Синонимические ряды.
4 урок Антонимы.
5 урок Антонимические пары.
6 урок Омонимы.
7 урок Фразеология.Фразеологизмы.
8 урок Урок результирующей самостоятельной работы №1 + коррекция по модулю 1.
9 урок Контрольная работа №1 (диктант).
 ІІ

 

М

О

Д

У

Л

Ь

10 урок Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
11 урок Простые и составные числительные.
12 урок Склонение числительных.
13 урок Склонение числительных.
14 урок Урок результирующей самостоятельной работы №2 + коррекция по модулю 2.
15 урок Контрольная работа №2 (диктант).
16 урок Итоговый урок результирующей самостоятельной работы за 1 четверть.
17 урок Итоговый урок коррекции.
18 урок Итоговая контрольная работа за 1 четверть (разноуровневые задания).
 ІІ четверть (14 уроков)

 

 ІІІ

М

О

Д

У

Л

Ь

19 урок Местоимение. Личные местоимения.
20 урок Указательные местоимения.
21 урок Притяжательные местоимения.
22 урок Отрицательные и неопределенные местоимения.
23 урок Урок результирующей самостоятельной работы № 3 + коррекция по модулю 3.
24 урок Контрольная работа № 3 (диктант).
 ІҮ

 

М

О

Д

У

Л

Ь

25 урок Глагол. Изъявительное наклонение.
26 урок Повелительное наклонение.
27 урок Сослагательное наклонение.
28 урок Урок результирующей самостоятельной работы № 4 + коррекция по модулю 4.
29 урок Контрольная работа № 4 (диктант).
30 урок Итоговый урок результирующей самостоятельной работы за ІІ четверть.
31 урок Итоговый урок коррекции.
32 урок Итоговая контрольная работа за 2 четверть (разноуровневые задания).
  

 

ІІІ четверть (22 урока).

 

 Ү

 

М

О

Д

У

Л

Ь

33 урок Причастие. Действительные причастия.
34 урок Страдательные причастия.
35 урок Причастный оборот.
36 урок Деепричастие.
37 урок Деепричастный оборот.
38 урок Наречие.
39 урок Наречие с приставками.
40 урок Наречие с суффиксами.
41 урок Урок результирующей самостоятельной работы № 5 + коррекция по модулю 5.
42 урок Контрольная работа № 5 (диктант).
  

 

ҮІ

 

М

О

Д

У

Л

Ь

43 урок Словосочетание. Строение словосочетаний.
44 урок Способы подчинительной связи в словосочетании.
45 урок Порядок слов в предложении и словосочетании.
46 урок Разбор словосочетания.
47 урок Связь согласования в словосочетании.
48 урок Связь управления в словосочетании.
49 урок Связь примыкания в словосочетании.
50 урок Урок результирующей самостоятельной работы № 6 + коррекция по модулю 6.
51 урок Контрольная работа № 6 (диктант).
52 урок Итоговый урок результирующей самостоятельной работы за ІІІ четверть.
53 урок Итоговый урок коррекции.
54 урок Итоговая контрольная работа за 3 четверть (разноуровневые задания).
 ІҮ четверть (14 уроков)

 

ҮІІМ

О

Д

У

Л

Ь

55 урок Грамматическая основа предложения.
56 урок Подлежащее и способы его выражения.
57 урок Выражение подлежащего частями речи.
58 урок Выражение подлежащего словосочетаниями.
59 урок Урок результирующей самостоятельной работы № 7 + коррекция по модулю 7.
60 урок Контрольная работа № 7 (диктант).
 ҮІІІ

 

М

О

Д

У

Л

Ь

61 урок Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
62 урок Составное глагольное сказуемое.
63 урок Составное именное сказуемое.
64 урок Урок результирующей самостоятельной работы № 8 + коррекция по модулю 8.
65 урок Контрольная работа № 8 (диктант).
66 урок Итоговый урок результирующей самостоятельной работы за ІҮ четверть.
67 урок Итоговый урок коррекции.
68 урок Итоговая контрольная работа за учебный год (разноуровневые задания).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here