Дата:                                                                            Класс: 11           урок 1
Русская литература начала 20 века.
Цель урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе рубежа эпох, познакомить с новым направлением в искусстве – модернизмом, его содержанием, направленностью. 
 Ожидаемый результат: уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи..
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный моментПриветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер» и  использование метода

Фишбоун

 

 

 

 

 

 

 

Русская литература ХХ в. имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связано с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже ХIХ—ХХ вв. Россия в это время переживала перемены во всех областях. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, драматичностью событий. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

— Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале ХХ в.? (Россия пережила три революции — 1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г., — русско-японскую войну 1904-1905 гг., первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну).

Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложна. Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались соответственно различные варианты, программы перестройки: «сверху», законными средствами, и «снизу», путем революции. Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 г., учреждение Думы. Средствами второго — теоретическая подготовка революции и террор.

Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания. Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира, явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к поиску объяснений новых явлений через религию, мистицизм.

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Позднее (1949) философ Н. Бердяев так охарактеризовал это время:

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

Философ Владимир Соловьев считал, что вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое — либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев.

Л. Н. Толстой отмечал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».

Итак, на смену одному господствующему общепринятому мировоззрению пришло многообразие мнений, идей во всех областях жизни. Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, переоценки ценностей свидетельствуют прежде всего о напряженном поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно новом взгляде на мир.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, отразилось оно и в литературе. В начале ХХ в. развивались самые разнообразные и противоречивые жанры и направления. Во-первых, продолжались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов — их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие писатели-реалисты.

В самом слове «реализм» заложен его главный принцип — отражение реальности, жизненной правды. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина. Он обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению.

Целый ряд новых течений в искусстве развивался в духе модернизма. Это понятие пришло из Франции (от франц. «новейший», «современный») и использовалось по отношению к новым явлениям в литературе и искусстве в сравнении с искусством прошлого: Цель модернизма — создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства, творчества. Модернизмом увлеклись представители всех видов художественного и прикладного искусства.

Модернизм отразил пафос «конца века», настроения обреченности, упадка, которые известны под названием декаданса (от лат. «упадок»). Для подобных общественных настроений характерны пассивность, безнадежность, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения декаданса могут служить строки К. Бальмонта:

 

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

 

Декадентский пафос в целом противоречия модернистскому пафосу возрождения человечества.

Объединяющей идеей многообразных течений модернизма была вера в преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Отсюда — острая полемика между реализмом и модернизмом, хотя для обоих направлений единым было стремление к гармонии и красоте. Споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение. «Чистому» искусству противопоставлено было искусство «полезное».

Настроениям упадка противостояло оптимистичное предчувствие неизбежности перемен, которые (в конечном итоге) окажутся благотворными для человечества: «Новый век — воистину будет веком духовного обновления. <…> Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и — в конце концов — одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека» (М. Горький).

 

Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер.

                                            Вопросы для  группы

1.Что ассоциировалось с движением истории или человеческой жизни?

А. воспитательная роль искусства

Б. движение киноленты

В. «победа образа над смыслом»

Г. отрицание художественной условности

2. Какое  авангардное течение было нацелено на поэтический эксперимент и  своих программе представлялось  как сторонник «техницизма, математической схемы», игнорирующий национальную природу искусства?

А. «Цех поэтов»

Б.  кубофутуризм

В. имажинизм

Г.  конструктивизм

3. Какая  группа молодых писателей  взяла  название кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана?

А. «Серапионовы братья»

Б. «Цех поэтов»

В. «Кузница»

Г. «Звучащая раковина»

4. Литература какого периода имеет общие черты с литературой революционных лет?(Новейший период, конец 20 века)

 

5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».Что было характерно для литературы до 1917 г.?

— Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно?

— Какая тема господствовала в литературе 1920-х годов?

— Какие события нашли отражение в литературе 1930-х годов?

— Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?

— Каковы основные особенности литературы 1950-х — 1970-х годов?

— Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам известны?

— Что принципиально нового было осуществлено в литературе 1980-х — 1990-х годов?

 

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V.Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельностиНа стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценочный лист 

Стикеры

 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы. 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1. 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 11     урок 2
Тема:  А.М.Горький. Жизнь и литературная деятельность
Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького.умение понимать прочитанное и отвечать на вопросы, развитие памяти, объяснять заглавие произведения, пересказывать текст, используя авторскую лексику.
Ожидаемый результат: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического характера
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Проводит психологическую игру «Шарики» Ученики осмысливают поставленную цель. Шарики
5 мин. II. Проверка домашней работы.С помощью метода «Поп-корн» учитель осуществляет проверку домашней работы.

 

 

Какие произведения М.Горького вы знаете, читали? («Детство», «Данко»).

Какие наиболее яркие эпизоды автобиографической повести «Детство» вы запомнили?

Какой подвиг и во имя чего совершил Данко?

Какие факты биографии М.Горького вы узнали из урока о В.Г.Короленко.

 

                       Викторина.

 

 —  Сначала обратимся к вашему читательскому опыту. Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

ü  Горький — псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию (А.М.Пешков)

ü  Какие названия имел город, в котором родился М.Горький? Как он называется сейчас? (Н.Новгород — Горький — Н.Новгород).

ü  Как звали деда Горького (Василий Каширин).

ü  В каких произведениях рассказал Горький о своем детстве и юности? («Детство», «В людях», «Мои университеты»).

ü  Какую роль в жизни Горького сыграл повар Смурый? (Повар Смурый пристрастил Алешу к чтению книг, когда он работал посудником на пароходе «Добрый»).

ü  Чей этот портрет?

«Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (дед Каширин).

«Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошк, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь (бабушка Акулина Ивановна).

ü  Кто из персонажей произведений Горького

«… разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», пылавшее «факелом великой любви к людям», и, «освещал им путь», «вывел людей из непроходимого леса». (Данко).

«… понюхав табаку, начинала рассказывать «какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе». (Бабушка).

«… перекрасил праздничную скатерть в сини

цвет и был за это высечен до потери сознания»? (Алеша).

«… учил маленького Алешу Пешкова, как легче перенести розги? (Ваня Цыганок)?

ü  Из какого произведения эти строки?

«Вспоминая эти свинцовые мерзости русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит, ибо это живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день». («Детство»)

Ученики отвечают на вопросы учителя.—

 

20 мин. III. Новая темаПо методу «Ассоциативная карта»  изучают новый материал.
Горький

 

 

Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

 

Работа с заголовком произведения. Вопрос о жанре.

 

— Ребята, самостоятельно сформулируйте вопросы для анализа заглавия. Как много может рассказать о себе заглавие?

(Почему песня? Почему о Соколе?)

— Как давно зародился жанр песни, где берет начало? (В древности, берет начало в устном народном творчестве).

— К какому роду литературы относится жанр песни? (К лирике, значит песня — лирическое произведение).

— Какие песни различают в фольклоре? (Исторические и лирические)

— Кого прославляли исторические песни? (Народных героев: «Ермак готовится к походу на Сибирь», «Степан Разин на Волге», «Пугачев в темнице» и др.).

— Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню…»? (Все в этом произведении подчинено идее прославления подвига во имя свободы. Песня хранит память о герое, помогает жить и верить).

— Вот как рассказывает Горький в повести «В людях» о покоряющей силе народной песни. Поступив учеником в иконописную мастерскую, будущий писатель не раз слушал пение донского казака: «Когда он пел, мастерская признавала его своим владыкой; все тянулись к нему, следя за широкими взмахами его рук, — он разводил руками, точно собираясь лететь… У меня эти песни вызывали горячее чувство зависти к певцу, к его красивой власти над людьми; что-то жутко волнующее вливалось в сердце, расширяя его до боли, хотелось плакать и кричать поющим людям:

— Я люблю вас!»

— Почему было такое желание? (В песне выражается душа народа).

— Кто еще из русских писателей обращался в своем творчестве к жанру песни? (М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).

— Какие фольклорные представления несет образ Сокола? (Сокол — любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе).

— Кого называли Соколами в народных песнях? (Вольных людей).

Горький рисовал героев «Песни…», следуя традициям устной народной поэзии, в этом вы убедитесь, анализируя на следующем уроке изобразительно-выразительные средства языка данного произведения.

«…Они отличаются значительной величиной, большой силой, способностью необыкновенно скоро пролетать огромные пространства, а при нападении низвергаются с высоты так быстро, что глаз не в состоянии различать их фигуры», — так писал о кречетах «благороднейших членах семейства благородных соколов» известный зоолог, автор «Жизни животных» А.Брем.

«По характеру своему они принадлежат к самым страшным хищникам, — добавляет он далее, — но человек прощает вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь этих птиц. Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид, почти можно сказать, благородство мыслей — вот постоянные свойства их, очевидные для каждого…»  (Альфред Брем).

 

— Посмотрите на эти редчайшие кадры: белый кречет в природе (демонстрация фото).

— Понятно, почему сокол стал символоммужества, бесстрашия, свободы?

Словарь: Символ (греч. — знак, опознавательная примета) —  в художественной литературе образ, отличающейся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

— Однако «Песня о Соколе» обладает другим жанровым признаком — в ней присутствуют черты притчи.

Словарь: Притча — жанр эпоса на основе иносказания, объясняющий какую-либо сложную философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах.

 

«Песня о Соколе» — это лиро-эпическое произведение.

Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения.  учебник 

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.Запишите задание для групп:

1)      Повторить понятие «композиция  художественного произведения». Определить роль пейзажного обрамления в начале и конце «Песни»…

2)      Найти метафоры, эпитеты в описании природы в начале и конце «Песни». Какова их роль?

3)      Выписать из I ч. «Песни» афоризмы, характеризующие жизненную позицию Сокола и Ужа.

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1. 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here