ТемаУрок 1 Литература и ее место в русской культуре. Понятие о границах классического периода русской литературы
Цель Знакомство с учебником «Литература» 10 классФормирование эстетического понимания категорий «классика», «автор», «художественное произведение», «литературоведение», «направление».

Сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. моментПсихологическая минутка.

 

 

Эпиграф к уроку

 

 

Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление тезисов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Домашнее задание

Настроить учащихся на работу.Настроение – важный момент в нашей жизни.

Улыбнитесь друг другу,

Подарите хорошее настроение другим.

 

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.

 Луи Жан Жозеф Блан

Вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и показать это на примере учебника.

·         Чем отличается учебник 10 класса от учебника 9 класса?

·         Что изменилось по сравнению с учебником 10 класса, что осталось прежним.

·         Назвать фамилии авторов, произведения которых они уже изучали в школе.

·          Какие это были произведения?

·         Есть ли среди имен авторов такие, произведения которых вы читали самостоятельно?

Выделим границы разделов: «Введение», «Русская литература второй половины 19 века», «Литература конца 19 – начала 20 столетия».

·         Какие разделы будут новыми по сравнению с предыдущим годом?

·         Произведения каких авторов вам хотелось бы прочитать?

 

Работа в группах

Как называется литература ?

Как называется язык  ?

Чем отличаетсялитература от языка? Что в них общего ? (составить диаграмму Венна)

Литература
Речь

 

 

Сегодня мы с вами погружаемся в эпоху пореформенной России, вспомним  наиболее важные исторические события в жизни страны в этот период, определим их значение для политического, экономического и духовного развития российского общества второй половины XIX века. Из курса обществознания вам известно, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других. Тема сегодняшнего урока связана с развитием культуры.

Давайте вместе поразмышляем:

Какое из определений термина «Культура» вы считаете более полным? Ответ необходимо аргументировать.

А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.

Б)Культура несет отпечаток исторической эпохи.

(учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят к следующим выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов на духовное развитие российского общества).

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные пере мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения куль турой значительных общественных слоев.

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов,- спавшая до то го времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные».

 

Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.

Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Важное место в литературе 70-х гг. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.

Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова (1860–1904). Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей – провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия – несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь. Писал А. П. Чехов и для театра. Им были созданы прекрасные пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.), в которых, как и в рассказах, за внешней простотой сюжета скрывалось глубокое содержание. Драма человеческой жизни – страшная в своей повседневной безысходности.

Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей. В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский.

Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936). Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственной участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП. Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. Так, его роман «Мать», повествующий о жизни рабочей семьи, несомненно призван был сыграть роль пропагандистского памфлета, настроить читателя на определенные политические идеи. В то же время нельзя сводить все творчество А. М. Горького только к узкому политпросвету. Как настоящий талант он был шире любых идеологических границ. Непреходящее значение имеют его «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника» 1906–1922 гг.), Л. Н. Андреев («Красный смех» 1904 г., «Рассказ о семи повешенных» 1908 г.), А. И. Куприн («Олеся» 1898 г., «Яма» 1909–1915 гг., «Гранатовый браслет», 1911 г.), И. А. Бунин («Антоновские яблоки» 1900 г., «Деревня» 1909–1910 гг.).

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб. Ко второй относят А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова. Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д. Самым, пожалуй, блестящим поэтом среди символистов был Александр Александрович Блок (1880–1921). Его «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.) воплощают в себе лучшие черты поэзии серебряного века. «Человеком-эпохой», «самым характерным представителем своего времени» назвала Блока А. Ахматова. Произведения Блока отличают отточенность формы, гуманистическая направленность, изящество. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции – «Двенадцать» (1918 г.). По-символистски многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе.

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н. С. Гумилева, ранние произведения О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу. В то же время неприятие окружающей действительности было свойственно поэтам-акмеистам в не меньшей степени, чем символистам. Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты, источник которой они искали искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников, Б. Л. Пастернак), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

 

Тестовое задание

УстноБеседа

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

Устно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                Класс: 10             урок2
Тема: Поэзия середины XIX века. Её особенности  в сравнении с поэзией «золотого века». Жанровые особенности, направления и стили.
Цель урока: ознакомить учащихся политической и культурной жизнью России во второй половине XIX века;дать определение литературы как искусства слова;обзорно ознакомить учащихся с творчеством писателей-шестидесятников.
Результаты обучения: -определяют литературу как искусство слова.
характеризуют политическую и культурную жизнь России во второй половине XIX века; вовлечение всех в процесс обучения.
умеют отличить худ. литературу от научной и деловой литературы
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью наводящих вопросов, подвести к теме урока.1.Почему в 60-е годы XIX века особенно оживилась общественная жизнь России? Как это отразилось на литературном процессе?
2.Расскажите о взглядах на будущее России западников и славянофилов.
3.Расскажите об историко-философских взглядах славянофилов.
Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знанийПостановка цели урока. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.

ушкинская эпоха стала высоким веком в русской поэзии. После того, как в первой половине 19 века внезапно угасла жизнь Лермонтова и Пушкина, поэзия, как часть литературного процесса переживала своеобразный период застоя.

Развитие поэзии во второй половине XIX века

Стихотворения, которые создавались русскими авторами в 50-х годах, были подданы острой критики – все они сравнивались с наследием Александра Сергеевича, и, по мнению многих критиков намного были намного «слабее» их. В этот период поэзию начала постепенно вытеснять проза. На литературном поприще появились такие талантливые прозаики как Толстой, Тургенев и Достоевский. Следует заметить, что именно Толстой был одним из самых безапелляционных критиков новых русских поэтов: творчество Тютчева он игнорировал, Полонского, Майкова и Фета открыто называл «бездарями».

Может быть, Лев Николаевич действительно был прав, и нам не стоит воспринимать поэзию послепушкинской поры как литературное наследие? Тогда почему у многих из нас 19 век ассоциируется не только с произведениями Лермонтова и Пушкина, но и гениальными стихами Фета, Некрасова, Плещеева, Кольцова, Полонского, А. Толстого?

Более того, если рассматривать русскую поэзию со столь радикальной позиции, то в категорию «бездарностей», не достигших уровня Пушкина автоматически попадают и поэты – серебряники – Ахматова, Блок, Белый, Маяковский, Цветаева. Поэтому мы видим, что такое мнение лишено всех логических оснований, и руководствоваться им категорично нельзя.

Творчество Некрасова 

Во второй половине 19 века русская поэзия начала активно восстанавливаться, несмотря на активное противодействие. Творчество Н. А. Некрасова стало вершиной русской поэзии второй половины 19 века. В своих поэмах и стихотворениях он поднимал острые на то время темы, касающиеся тягостной жизни простого русского народа. Путем литературных приемов, активно задействованных в произведениях, Некрасов старался донести высшим слоям понятие о величие простого крестьянина, лишенного материальных благ, но сумевшего сохранить истинные человеческие ценности.

Свою литературную деятельность поэт воспринимал в первую очередь как свой гражданский долг, который заключался в служении своему народу и Родине. Некрасов, известный своей издательской деятельностью, стал отцом – наставником начинающих поэтов того времени и дал им толчок для дальнейшей реализации.

Творчество Фета, Тютчева, Плещеева, Полонского

Особое место в литературе той поры занимала поэтическая лирика. Стихотворения Фета, Тютчева, Майкова, Плещеева, Полонского, Кольцова, Никитина – были наполнены преклонением перед величием природы, ее могуществом и вместе с тем ранимостью. Ярким примером является стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая», которое у читателя всегда будет ассоциироваться с магией и волшебством обыкновенных природных явлений, захватывающих дух человека.

Произведения этих поэтов, несмотря на лирическое наполнение, не были лишены и гражданской позиции. Особенно ярко это наблюдалось в творчестве А. К. Толстого – автора многих исторических баллад и сатирических стихотворений, в которых высмеивался монархический режим и само понятие царской власти на Руси.

                      Групповые задания.

1. Выявите в тексте следующие проблемы:

1 группа  Периодизация истории русской литературы, Основные тенденции «золотого века» русской литературы

2 группа  Критерии и список лучших произведений  Значение русской классической литературы

3 группа  Какие произведения называют классическими?

4  группа  Истоки русской классической литературы

 

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Учебник
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Синквейн». 

 

Работа над  текстами.  Для всех групп

Прием «Синквейн»

1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группаЕё особенности  в сравнении с поэзией «золотого века 2 – 4 группаЖанровые особенности, направления и стили.

 

 

1  группы  – Жанровые особенности поэзии середины XIX века.

 2 группы  Направления поэзии середины XIX века.

3  группы  Стили поэзии середины XIX века.

 

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V.Итог урока. Организует самооценку результатов учебной деятельности. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельностиНа стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценочный лист

Стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема .И. Тютчев.  Этапы жизненного пути. Основные темы и мотивы лирика:   урок 3
Цель познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф.И.Тючева; развивать навыки осознанного, грамотного чтения материала, умение анализировать лирическое произведение, давать собственную оценку творчеству поэтаразвивать умение работать совместно с одноклассниками, критическое мышление, умение оценивать свою деятельность и одноклассников, навыки выразительного чтения; воспитывать уважение к творчеству Ф.И.Тютчева, уважение к одноклассникам.
Время Этапы урока Стратегии Ход урока Действия учит/учеников Оборудование/ оценивание
3 мин ТренингДеление на группы Орг.момент«Я желаю тебе…»; Учитель предлагает ученикам  назвать свое имя и продолжить предложение:
4 мин Вызов «Слушаем внимательно» «Биография поэта»Вопрос  “Какая философская концепция (объективистская или субъективистская) ближе вашему восприятию?”

Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о философской лирике Ф. Тютчева.

Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики предлагается просмотреть видеоматериал с краткой биографией поэтаФёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.

Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.

В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.

С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно (

 

Видеоматериал.
19 мин ОсмыслениеГрупповая работа «Класстер»«Знаю, узнал»

Групповые задания

Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).

1.      Докажите, что стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” (1830) и “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” (1835) принадлежат одному автору.

2.      Сравните: центральные поэтические образы одного и другого стихотворения (день, ночь, сон);состояние лирического героя. Как художественно оно передается? (Растерянность и одновременно благоговение перед бездной ночи; параллелизм состояния природы и лирического героя; отсутствие “я” в стихотворении).

3.      Пронаблюдайте за использованием эпитетов в одном и другом стихотворении. Какие закономерности вы обнаружили? (Нет ощущения темноты, мрачности ночи, так как разнообразны “сверкающие” эпитеты; эпитеты создают контраст: “земной” — “волшебный”; “смертный” — “бестелесный”.)

4.      Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений. (Использование старославянизмов. Особенности повторов: “шар земной” — “земная жизнь”; “сладко дремлет” — “сладко светит”. Повторы не просто усиливают впечатление от изображаемого, происходит “игра” значениями многозначных слов, ассоциации возникают за счет различий в значениях. Единообразное синтаксическое начало стихотворений. Пятистопный ямб.)

5.      Чем отличаются стихотворения? (Второе стихотворение детализирует “земную жизнь”, лишь упомянутую в первом стихотворении, создается явный контраст мира реального и мира идеального (двоемирие); “стихия”, “бездна” первого стихотворения уточняется во втором – “хаос”.)

Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в “сон”; зыбкость границ реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса, окружающего человека; слияние человека с природой.

1 гр. – «Биография поэта»

2 гр.- «Основные темы и мотивы  лирики»

Каждая группа готовится по своей теме , 1 гр. составляет  кластер, 2 гр. заполняет таблицу. Ученики самостоятельно (индивидуально) знакомятся с учебным материалом, обсуждают в группе. Учитель при необходимотси помогает ученикам. Учебник, раздаточный материал ,  ватманы, маркеры, цветные карандаши.
10 мин ПониманиеРабота в паре «Минуты поэзии» «Молчание» («Silentium!»),«О, как убийственно мы любим…»,«Она сидела на полу…». Ученики слушают поэзию, читают стихи ,делятся своими впечатлениями. Ученики работают в паре , анализируют стихотворения  по эталону Видеоматериал , МР3, тексты стихотворении, раздаточные материалы, Оценивание по критериям.
6 мин Рефлексия «Синквейн» Тютчев Каждый ученик записывает свое мнение о поэте.
2 мин «Мишень» 1.      Неплохо2.      хорошо

3.      Удовлетворительно

4.      Отлично

 

Ученики подводят итог урока, дают оценку уроку, определяют уровень своих знании.
1 мин д/з Выучить стихотворение по выбору.

 

 

 

Дата                                                                       Класс: 10                 урок 3
Тема: А.А. Фет.  Судьба поэта. Основные темы и мотивы  лирики: «Поэтам», «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь», «У камина
Цель урока: помочь учащимся понять мировосприятие Ф. Тютчева (на творческом уровне); формировать художественный вкус, художественно-творческую активность; развивать творческие способности, логическое мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к культурному наследиюЗадачи:

1) отрабатывать навык сопоставительного анализа стихотворений;
2) учить систематизировать, обобщать, выделять главное;
3) обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка;

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер».

 

 

 

 

 

 

 

1-этап:  Групповая работа «Защита постера».

 

2-этап:  Хочу добавитьАфанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин), -известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года в селе Новоселки Орловской Губернии. Его отцом был богатый помещик Афанасий Шеншин, мать-Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам.

3-этап:  Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» (Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

4-этап: Анализ стихотворение

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Фет рассказывает в этом стихотворении о пробуждении природы. Он особенным образом выделяет утреннее солнце, которое «горячим светом по местам затрепетало» и наделяет его энергией и живительной силой. Эта энергия солнца тут же отразилась на всем вокруг:

лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

В этих строках описано не столько реальное явление природы, сколько внутренне состояние и чувства, которые переполняют самого автора. Это внутренние переживания лирического героя, который неимоверно счастлив, что пришло утро. Утро дает ему силу, потому, что он снова сможет увидеть свою возлюбленную. Он мчится к ней на крыльях любви, чтобы подарить это утро, тепло яркого солнышка и свежесть проснувшегося леса.

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова.

Поэт влюблен и безмерно счастлив: все вокруг, его безудержно радует, во всем он видит только самое прекрасное. Эти чувства настолько переполняют лирического героя, что в душе уже зарождается песня вечной любви:

Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

Эти строки наиболее ярко отражают состояние влюбленности его души, которая излучает радость и веселье – душа поэта поет.

 

Эпитеты («весенняя жажда», «горячий свет»)

Олицетворения (“лес проснулся”, “солнце по лиицам затрепетало”)

Метафоры (“пеcня зреет”, “душа счастью служить готова”)

 

5-этап: Разминка. В лесу.

Поднимите руки вверх, станьте на цыпочки. Покажите, какие высокие деревья в пуще. Теперь покажите, какие у них широкие кроны. Присядьте на корточки, как будто ищете под кустом гриб. «Сорвите» цветок, подарите его соседу по парте, улыбнитесь друг другу

 

Группа чтецов

(Выразительное чтение стихов учащимися «Печальная береза», «Чудная картина», «Осень»)

 

Группа текстологов

Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни.

Характерное состояние героя Фета – это состояние эстетической восторженности:

Как нежно содрогнулась грудь

Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу мгновенною душой!

 

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. Человек глядится в природу и познаёт свои законы и возможности.

Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник.

 

Группа литературоведов

 

После окончания МГУ Фет идёт на военную службу, ради получения потомственного дворянства, так как офицерский чин давал такую возможность. Фет вышел на борьбу с судьбой, проявляя  упорство, терпение и энергию, ни шагу не отступая от цели. Много жертв принесёт Фет, стремясь к своей цели, и самой тяжёлой будет потеря любимой девушки.

В 1850г. Познакомился Фет с дочерью  мелкопоместного дворянина – Марией  Лазич. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была образованной девушкой, прекрасным музыкантом, любительницей поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта. Но отношения их закончились трагически. Фет не нашёл в себе решимости жениться на бесприданнице и тем поставить крест на своих планах. В 1851г. Мария трагически погибла при пожаре.

После кончины Марии к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать и петь об этой любви.

Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. Флипчарт
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».Синквейн.

1) Сущ.    А.Фет

2) прилаг.  известный, русский.

3) глагол:      сочиняет, пишет, любит

4) предложение:  Афанасий любил сочинят лирические стихотворение.

 

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V.Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение.Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельностиНа стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценочный лист

Стикеры

 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 10      урок 4
Тема: А.А. Фет.  Судьба поэта. Основные темы и мотивы  лирики: «Поэтам», «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь»,
Цель урока:  глубже раскрыть внутренний мир писателя ,увидеть прекрасное в природе;показать воссоединение мира природы и души человека в стихотворении А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…»

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунока на спине». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. Бумага А4Маркер

 

 

10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью  метода «Таксономия Блума» проверяет домашнюю работу. Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Уровневые задания
20 мин. III. Актуализация знанийПостановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.

Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает ученикам составить «Поча»

 

 

 

 

 

Богатый помещик Афанасий НеофитовичШеншин, отдыхая и немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился Шарлоттой ЭлизабетойФёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или… Но точно не Шеншин.

До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении, а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое “превращение”.

Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был отвезен в далекий лифляндский городишко Верро ипомещен в частный пансион немца Крюммера.

Мать и Афанасий НеофитовичШеншин с большим трудом добились для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от позорного клейма “незаконнорожденного”, которое отбросило бы его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу “жесточайшие нравственные пытки”, подготовившие в его душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым впоследствии так отличались убеждения этого человека.

Запись в тетрадь: Шеншин до 14 лет – Фёт с 1934 —

И в это время, ребята, в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…”. Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия.

Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную.

4) Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.

По воле Шеншина Афанасий Фет поступает в пансион профессора Московского университета Погодина. Осенью 1838 года он становится студентом университета. И в это же время происходят два события, которые обозначают в его жизни момент “рождения поэта”. Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым – студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре два друга, “Афоня” и “Аполлоша”, стали совсем неразлучны: Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от Аполлона.

Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов Фета. Друзья готовилик печати первый “студенческий” сборник стихов Афанасия “Лирический пантеон”,который вышел в 1840 году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта…

Запись в тетрадь: рождение литературного псевдонима «Фет».

Учитель. Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах “На заре ты ее не буди…”, 1842г. (история больной девочки друзей Фета) ставших вскоре благодаря музыке Варламова “почти народной песней”. Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.

(Звучит романс.)

Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Учитель. Каким вы видите поэта в этом стихотворении?

Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

Для чего же Фет пришел в поэзию?

О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)

5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии.

(Цель: учить детей приему сравнения.)

Учитель. Верно, для этого Фет и пришел в русскую поэзию. И я бы сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком. В нем скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии: “благоуханная свежесть”, “младенческая наивность”, “страстная чувственность”, “первобытная природность”, “мотив веселья”.

(Прикрепляю на доске бутон розы).

Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).

Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта.

6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич. (Запись в тетрадь).

Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Ты отстрадала, я еще страдаю”

Учитель. Стихотворение написано после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета.

Учитель. Это личная жизнь поэта. А творчество Фета в 50-е годы на вершине славы.

(Сообщение ученика)

Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – “Ещё майская ночь”. Послушайте его в исполнении мастера слова Царева. Звучит запись стихотворения.

8) Жизнь поэта в 60-70-е годы.

Учитель. В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет выгодно и удачно женится. Невеста Мария Петровна Боткина из богатой семьи торговцев чаем, и за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30. Зрелые люди. У него на душе горький осадок от воспоминаний о Марии Лазич, у Марии Петровны позади тоже любовный роман с печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своем прошлом, и это их сразу сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался, если несчастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.

В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.

Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину. Та эпоха, которая вынесла поэта к великой славе, подошла к концу. Некрасов и его сторонники обвиняют Фета в отсутствии “гражданской тематики”. Фета не печатают.

Наступает период долгого творческого молчания, именно на это время приходится расцвет Фета как помещика-фермера.

Деньги жены Фет сразу пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу Степановку, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека.

В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта.

Спустя 10 лет, в 1873 году, вышел императорский указ о “возвращении” родового имения Шеншина. Фамилия Фет остается в качестве псевдонима.

В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском. Когда-то он мечтательно описывал С.А.Толстой свой идеал: “Жить в прочной, каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой…Иметь простой, но вкусный опрятный стол…”

Мечта сбылась. Все вроде бы пришло к определенному возрасту: усадьба с домом и не просто опрятная, а великолепная. Парк. Поля. Пруд. Удовлетворены сословные притязания, наличествуют достаток и житейский покой…

Как вы думаете, ребята, добившись всего в жизни, о чем мечтал поэт? Был ли счастлив Фет на самом деле? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

Учитель. Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю

 

 

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.Ученики составляют четверостишье. Учебник
10 мин. IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.Самостоятельное работа для группы1 группаЗадние 2: Запишите, какие чувства вы понимаете под словами «буйство жизни»?— самоконструкция

— социоконструкция.

— социализация.

Задание2 :  Как и Тютчев – последний романтик, Фет воспевает любовь к женщине и природе, но необычно. В чем необычность восприятия Фетом этого чувства, его философию постараемся понять, обратившись к его стихотворению , «Я пришел к тебе с приветом…» .Кажется, что поэт вроде бы специально и не задумывался над стихотворением, а строчки сами пришли к нему. Прочитайте и выпишите ключевые слова.

2 группа:

Задание : — Попробуйте по этим словам передать содержание стихотворения прозой. (не получится)

— самоконструкция

— социоконструкция.

— социализация.

2 Задание: Выпишите словосочетания в 2 столбика : в левый- ключевые словосочетания, передающие состояние природы, а в правый – передающие душевное состояние лирического героя (равное количество).

 

3 группа:

1 Задание : Теперь проанализируйте содержание своих столбиков и попробуйте ответить на вопрос, о чем это стихотворение, чего хочет рассказать лирический герой?

— самоконструкция

— социоконструкция.

— социализация.

2 Задание : Попробуйте переставить местами слова в словосочетаниях, находящихся в разных столбиках.

Например: Солнце встало/ я пришел рассказать

Получилось: Солнце пришло рассказать/ я встал…

4 группа:

2  Задание : Прокомментируйте получившееся и ответьте на вопрос: «Что можно сказать о состоянии природы и человека в стихотворении А.А.Фета?»

— самоконструкция

— социоконструкция.

— социализация.

2 Задание : Какие тропы помогают нарисовать подобное?

— самоконструкция

— социоконструкция.

— социализация.

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Фишки

Стикеры

 

 

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:__________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here