Информатика 8 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год

 

 

Тема Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.   Урок 1
Цель Формирование компетентности обучающихся по понятиям «бережное отношение к компьютеру и своему здоровью», «правила поведения в кабинете».Развитие умений самостоятельной работы, толерантности при работе в паре, группе, навыков логического мышления, выступления перед классом.

сформировать навыки бережного отношения к компьютерной технике, своему здоровью;

развитее саморегуляции и самоконтроля, творческого подхода к учебному заданию, навыков работы в паре, группе, корректировки ведения беседы.

Ожидаемый результат Познакомиться  с правилами поведения в кабинете ВТ.правильно использовать текстовый материал в процессе выполнения заданий.использовать и анализировать текстовый материал, участвуя в обсуждении.творческий подход к выполнению кластера.
Основные этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся оценивание
Организационный момент Создать коллаборативную среду «Игра улыбка». Приветствуют учителя и друг друга.
Стадия вызова Игра «Да – Нет»1.Работать за компьютером можно сколько угодно времени! (Нет)

2.За компьютером можно сидеть с напитками и едой! (Нет)

3.Компьютер устройство которое работает от электрической сети! (Да)

4. Существуют ли особые правила работы за ПК, в кабинете? (Да)

 

Объявление темы и цели урока.

Объяснение правил ведения таблицы «ЗХУ».

Предлагаю заполнить таблицу «Знаю»

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

Формулируют цели и задачи для достижения цели.

Устанавливаем критерии успеха урока

Создают шаблон таблицы «ЗХУ»

Начинают заполнять таблицу графа «Знаю»

 

Формативное, пожелание успеха
Актуалтизвция и освоение темы Правильная рабочая поза:

  • Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
  • Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
  • Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
  • Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
  • Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
  • Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
  • Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
  • Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
  • Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
  • Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Так же при работе необходимо:

  • дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
  • держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
  • чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
  • При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
  • При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
  • Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

 

Предлагаю заполнить таблицу «Хочу знать»

Даю задание изучить материал учебника стр.6-9

Даю задание составить кластер по правилам поведения и ТБ в кабинете.

Раздаю памятки «Правила работы в кабинете»

Наблюдаю за работой.

Определяем критерии оценивания работы в группе, кластера.

Предлагаю оценить работу каждого участника группы. Предлагаю защитить свой кластер.

Предлагаю оценить кластер метод 2 звезды и одно пожелание.

 

Работаю с таблицей. 

 

Работают с учебником.

Создаются  группы.

 

 

Начинают работу над кластером.

Предлагают и обсуждают критерии.

Работают над кластером.

 

В тетрадях выставляют символы критерий работы в группе.

Выбирают спикера для защиты кластера.

Защищают свой кластер.

На стикере пишут оценку кластера.

Работа в группе« — давал ответы, задавал вопросы, работал творчески, помогал другим.

 

¨ — задавал вопросы, работал творчески

∆ — работал творчески

? – не принимал никакого участия в работе группы

 

Регламент времени Бумага для кластера

Фломастеры, карандаши, цветные стикеры

Памятка ТБ

физминутка Предлагаю выполнить физминутку. Выполняют упражнения из видео.
Контроль (зачет по ТБ) Предлагаю выполнить тест учебник стр. 9 -11Даю правильные ответы на тест. Выполняют тест.Полученный результат записывают в тетради. Суммативное оценивание
Стадия рефлексии Прием «толстые вопросы»Дайте объяснение, почему необходимо соблюдать ТБ?

Почему существуют ограничения времени для работы за компьютером?

Предлагаю заполнить графу «Узнал»

Перевод символов и оценки за тест в оценку за урок.

Предлагаю оценить на сколько прошел урок.

Достиг ли каждый из вас поставленных целей?

Обсуждают ответ в группах, дают ответ.

 

 

 

Заполняют графу «Узнал»

 

Дают оценку уроку

 

 

Дают ответы

«+ «7-8» — 5/ -1 4

¨+ «6-5» — 4/ -1 3

∆+ «3-4» — 3/ -1 2

?+ «0-2» — 3/ -1  2

Формативная оценка

Домашнее задание Читать стр.6-9, знать правила ТБ Записывают ДЗ
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1. 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 8     урок 2
Тема: Системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная
Цель урока: Образовательная: ознакомление с различными системами счисления; выяснение применения систем счисления для различных целей и в различные исторические эпохи.
Развивающая: Активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления. Расширение кругозора учеников, как в области компьютерных наук, так и в остальных сферах человеческих знаний
 Ожидаемый результат узнают правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;научатся переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую;

научатся переводить числа из двоичной системы счисления в систему счисления с основанием 2n и обратно.

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный моментЦель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.Что такое информация?
1 Отражение предметного мира с помощью сигналов и знаков.
2.Какие виды информации вы знаете?
Текстовая, графическая, звуковая, числовая.
3.Что можно делать с информацией?
Получать, обрабатывать, передавать, сохранять.
4.Каким образом мы получаем информацию?
С помощью органов чувств.
Демонстрируют свои знания.  Карты
15 мин. III. Актуализация знанийЦель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. С помощью метода «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение нового материала.

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.ы

 

Для записи любой цифры восьмиричного необходимы тир двоичные цифры (триады). Поэтому преобразуемое двоичное число разделяют справа налево на группы по три двоичных цифры, при этом самая левая группа может содержать меньше трёх двоичных цифр. Например, двоичная цифра 011 есть цифра три в восьмеричной системе счисления. Затем каждую группу двоичных цифр выражают в виде восьмеричной цифры, представленной в таблице:

Двоичная система Восьмеричная система
000 0
001 1
010 2
011 3
100 4
101 5
110 6
111 7

Например, двоичное число 1101111011, разбитое на группы по три двоичные цифры, можно записать как 1 101 111 011 и затем после записи каждой группы одной восьмеричной цифрой получить восьмеричное число 1573.

 

Аналогично преобразуется двоичное число в шестнадцатеричную систему счисления. Преобразуемое двоичное число делят на группы по четыре двоичных цифры в каждой (тетрады), поскольку для записи любой цифры шестнадцатиричного числа необходимы четыре двоичных цифры.

Десятичная система Двоичная система Шестнадцатеричная система
0 0000 0
1 0001 1
2 0010 2
3 0011 3
4 0100 4
5 0101 5
6 0110 6
7 0111 7
8 1000 8
9 1001 9
10 1010 A
11 1011 B
12 1100 C
13 1101 D
14 1110 E
15 1111 F

Поэтому двоичное число 1101111011, использованное в предыдущем примере, после разбиения на группы по четыре двоичных цифры, можно записать 11 0111 1011 и после выражения каждой группы одной шестнадцатеричной цифрой получить шестнадцатеричное число 37В.

 

 

Например:

 1 111 101 001 2= 011   111 101 0012= 37548

    

      11 1110 10012= 0011 1110 10012 = 3Е916

 

Выполним несколько заданий. Делим доску пополам, выходит два ученика, первая половина доски перевод в 8-ую, вторая половина доски – в 16-ую системы счисления.

 

Задание. Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления и шестнадцатеричную.

а) 11110110011         б) 1101101001001     в) 1001101011001

г) 11011111011         д) 1010111011101     е) 1110111101011

 

 

Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления

в двоичную.

 

Преобразование восьмиричного или шестнадцатеричного числа в двоичное осуществляется простым переводом каждой цифры исходного числа в группу из трёх (триад – для восьмеричного) или из четырёх (тетрад – для шестнадцатеричного числа) двоичных цифр.

Например, 1238 = 001 010 0112

А1716 = 1010 0001 01112

 

Если после перевода целая часть двоичного числа начинается с нулей, то их отбрасывают. То же самое делают с нулями в конце дробной части.

 

Задания  для группы:

1. Перевести восьмеричные числа в двоичную  систему счисления с помощью таблицы:

а) 3248   б) 15768          в) 37,258            г) 206,1258

2. Перевести шестнадцатеричные числа в двоичную  систему счисления с помощью таблицы:

а) А5916             б) 8716             в) 2СЕ16             г) 1F5A16

Пример 1. Перевести число 11(10) в двоичную систему счисления.

Ответ: 11(10)=1011(2).

Пример 2. Перевести число 122(10) в восьмеричную систему счисления.

Ответ: 122(10)=172(8).

Пример 3. Перевести число 500(10) в шестнадцатеричную систему счисления.

Ответ: 500(10)=1F4(16).

Пример . Перевести в десятичную систему счисления числа 101,01(2), 435,6(8), ВА,98(16).

Решение.

101,01(2) = 1 · 22 + 0 · 21 + 1 · 20 + 0 · 2-1 + 1 · 2-2 → 5,25(10).

435,6(8) = 4 · 82 + 3 · 81 + 5 · 80 + 6 · 8-1 → 285,75(10).

ВА,98(16) = В · 161 + А · 160 + 9 · 16-1 + 8 · 16-2 → 186,59375(10).

 

Ответ.  101,01(2) → 5,25(10);  435,6(8) → 285,75(10);  ВА,98(16) → 186,59375(10).

 

Запись некоторых чисел в различных системах счисления

Таблица 4 Числа от 0 до 16 в системах счисления с основанием S

 

 

S = 10 S = 2 S = 8 S = 16
00 00000 00 00
01 00001 01 01
02 00010 02 02
03 00011 03 03
04 00100 04 04
05 00101 05 05
06 00110 06 06
07 00111 07 07
08 01000 10 08
09 01001 11 09
10 01010 12 0A
11 01011 13 0B
12 01100 14 0C
13 01101 15 0D
14 01110 16 0E
15 01111 17 0F
16 10000 20 10

1  группа:

Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, числа: 125, 620 566.

Переведите из десятичной системы счисления в восьмиричную, числа: 555, 647, 956

Переведите из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную  числа: 1056, 941, 765

2 группа:

Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, числа: 231, 185, 428

Переведите из десятичной системы счисления в восьмиричную, числа: 368, 547, 957

Переведите из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную  числа: 1560, 864, 672

10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.№1

Переведите двоичные числа:

а) 101011011;      1111110011;        100000001110     в восьмеричную систему счисления

Ответ: 533, 1763, 4016.

 

б) 11110111011;      101010101;       111111 в шестнадцатеричную систему счисления

Ответ: 7ВВ, 155, 3 F.

 

№2

Переведите двоичные числа:

а) 111011011;      000110101;        0101010111     в восьмеричную систему счисления

Ответ: 733, 065, 527.

 

б) 00110011;      11100011101;       011011011   в шестнадцатеричную систему счисления

Ответ: 33, 71D, DВ.

 

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урокаЦель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.  Ученики записывают в дневниках. Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 8
Тема: Перевод  целых чисел из одной системы счисления в другую
Цель урока: Научить учащихся переводить числа в позиционных системах счисления. Развить в учащихся внимательность, трудоспособность и заинтересованность
Ожидапемый результат Развитие внимания, памяти учащихся; привить навыки самостоятельности в работе, воспитание аккуратности и дисциплинированности
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный моментЦель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы»осуществляет проверку знаний учащихся.
  1. Актуализация знаний:

1.           Что такое СС?

2.           Чем отличаются позиционные СС от непозиционных?

3.           Каково наименьше основание для позиционной системы?

4.           Для чего используются двоичная, шестнадцатеричная СС?

Проверка выполнения практикума

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.Вопросы классу:

1.      Что называют системой счисления?

2.      В чем отличие позиционных систем счисления от непозиционных?

3.      Что называют основанием позиционной системы счисления?

4.      Что называют разрядом?

Соедините числа, имеющие равное значение

 

Демонстрируют свои знания.баловать, добыча, начать,

документ, ждала, занят, занята, каталог, квартал, километр

 

 

 

 

Мяч

15 мин. IV. Актуализация знаний. 

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Перевод чисел в десятичную систему счисления

Для этого необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение.

Перевод числа из двоичной системы в десятичную. Запишем число 11.012 в развернутой форме и произведем вычисления:

.

Перевод числа из восьмеричной системы в десятичную. Возьмем восьмеричное число 17.48 , запишем в развернутой форме и произведем вычисления:

.

Перевод числа из шестнадцатеричной системы в десятичную. Запишем число 51С16 в развернутой форме и произведем вычисления:

.

Алгоритм перевода целого числа

  1. Десятичное число делится с остатком на основание системы, а полученное частное снова делится с остатком. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делиться.
  2. Полученные остатки записываются в обратной последовательности.

Алгоритм перевода десятичной дроби

  1. Десятичная дробь последовательно умножается нВ основание системы, а получаемая дробная часть снова умножается на основание системы. Так продолжается до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений.
  2. Полученные целые части произведения записываются в прямой последовательности.

 

Таблица соответствия двоичных групп по три цифры в восьмеричные цифры

Двоичная система Восьмеричная система
000 0
001 1
010 2
011 3
100 4
101 5
110 6
111 7

 

Таблица соответствия двоичных групп по четыре цифры в шестнадцатеричные цифры

 

Пример: Число 891 перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

Решение.

891: 2 =445, остаток 1;

445: 2 = 222, остаток 1;

222: 2 = 111, остаток 0;

111: 2 = 55, остаток 1;

55: 2 = 27, остаток 1;

27: 2 = 13, остаток 1;

13: 2 = 6, остаток 1;

6: 2 = 3, остаток 0;

3: 2 = 1, остаток 1;

1: 2 = 0, остаток 1; (старшая цифра двоичного числа).

Записываем в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего:                     Ответ: 89110 = 11011110112

Правило перевода. Чтобы перевести целое положительное десятичное число в двоичную систему счисления, нужно это число разделить на 2. Полученное частное снова разделить на 2 и т.д. до тех пор, пока частное не окажется меньше 2. В результате записать в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего.

 

Задание для  группы:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 949;
б) 763;
в) 994,125;
г) 523,25;
д) 203,82.

2. Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 1110001112;
б) 1000110112;
в) 1001100101,10012;
г) 1001001,0112;
д) 335,78;
е) 14C,A16.

Задание № 2:

Разгадайте кроссворд

Перевести числа из данной системы счисления в указанную систему счисления

По горизонтали:

1.  11710              Х2

2.  200410            Х16

5.  36528             Х10

6.  673310            Х16

7.  11011001112             Х8

8.  96116             Х10

9.  23F16             Х8

10. 116118          Х10

11. 427310           Х16

13. 704916            Х8

16. 1111000111000             Х16

17. 111011011112            Х10

По вертикали:

1. 7318        Х16

2. 390B116        Х8

3. 635D916        Х10

4. 1111011002        Х16

5. 2638        Х2

8. 4E014916        Х8

10. 1010000110012        Х8

12. 9E16        Х2

14. 14310        Х2

15. FD16        Х2

18. 22D116        Х10

 

Ответы: По горизонтали: 1. 1110101; 2. 7D4; 5. 1962; 6. 1A4D; 7. 1547; 8. 2401; 9. 1077; 10. 5001; 11. 10B1; 13. 70111; 16. 1E38; 17. 1903

               По вертикали: 1. 1D9; 2. 710261; 3. 407001; 4. 1EC; 5. 10110011; 8. 23400511; 10. 5031; 12. 10011110; 14. 10001111; 15. 11111101; 18. 8913

10 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление урока.Самостоятельное работа для группы:

— Задание 1. Переведите десятичное число в двоичную систему счисления:

а) 322

322: 2 = 161, остаток 0

161: 2 = 80, остаток 1

80: 2 = 40, остаток 0

40: 2 = 20, остаток 0

20: 2 = 10, остаток 0

10: 2 = 5, остаток 0

5: 2 = 2, остаток 1

2: 2 = 1, остаток 0

1: 2 = 0, остаток 1 (старшая цифра двоичного числа);

ответ: 32210 = 1010000102

б) 28310 =1000110112

в) 42810 =1101011002

Групповая работа /задания для групп/

Перевести числа из одной системы счисления в другую:

1)        15010 = ?2

2)        75510 = ?2

3)        99110 = ?16

4)        101012 = ?10

5)        11101012 = ?10

6)        11010102 =?16

7)        2258=?2

8)        89310=?8

9)      А1716 =?2

Задача. Переведите десятичное число в двоичную систему счисления:

а) 315;             б) 181;            в) 176

Переведите из двоичной системы счисления в десятичную:

а) 1001001               б) 11101112

 

Делают синтаксический разбор предложения.— Да, в зоопарке!

 

Карточки 

 

 

 

5 мин. VI. Итог урокаОценивание фишками  Проводит рефлексию.

— За что бы вы себя могли похвалить?

— Какие трудности встретились на уроке?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. Светофор

 

Стикеры

 

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.  Ученики записывают в дневниках. Дневник

 

 

Итог урока:__________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:_________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Дата:                                                                           Класс: 8  урок 4
Тема: Логика и логические операции
Цель урока Знакомство с историей развития математической логики, с основными понятиями алгебры логики: введение основных логических операций, выработка умений формализовать сложные высказывания. Задачи

формирование основных понятий алгебры логики: высказывания, умозаключения, логические величины, логические операции;

практическое закрепление понятия о логических операциях;

закрепление умений построения сложных высказываний из двух простых при помощи изученных логических операциях;

закрепление умений формализовать информацию.

Ожидаемый результат Учащиеся должны знать: основные логические функции (конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание), таблицы истинности.Учащиеся должны уметь: строить таблицы истинности логических функций, которые состоят из основных логических функций.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный моментЦель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.5.      Что называют системой счисления?

6.      В чем отличие позиционных систем счисления от непозиционных?

7.      Что называют основанием позиционной системы счисления?

8.      Что называют разрядом?

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «Корзина идей» проводит первичное восприятие по данной теме.Таблица истинности сложного логического выражения. Как её правильно составить и использовать?
2) Каким образом алгебра логики связана с компьютером?
3) Знаете ли вы что такое ДНФ, чем она отличается от СДНФ?
2 Проверка домашнего задания
Решение задач проверяется у доски. В это время группа учащихся выполняет электронный тест за компьютерами. Обсудив решение домашнего задания, они меняются местами: то есть кто-то отвечает на вопросы теста, а кто-то пишет самостоятельную работу по логическим схемам.
Решение задания № 1:
Для формулы А&(Bv(B&C)) построить таблицу истинности.
Алгоритм построения Т.И.
1. Подсчитать кол-во переменных n в формуле;
2. Определить число строк в таблице m=2n;
3. Подсчитать кол-во логических операций в формуле
Демонстрируют свои знания.На стикерах записывают все, что знают о союзе.  

Стикеры

15 мин. IV. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.Проявляют интерес к изучаемому материалу.Какое ключевое слово нашей темы?

— По какому принципу идут уровни кластера?

— Что находится на первом, втором, третьем уровне?

— С каким уровнем возникли проблемы?

— Что вы слышали или уже знаете о логических элементах, реализующих основ­ные логические операции?

Заполняется таблица по теме урока.

Что я знаю Что хочу узнать Что узнали, и что осталось узнать?

 

3.      Стадия осмысления.

Обобщите, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Обобщение высказываний учеников проводит учитель с демонстрацией презентаций . Цель демонстрации: сформировать представление о таблице истинности сложной функции, рассмотреть алгоритм составления таблицы истинности, формировать умение по составлению таблиц истинности.

Согласно толковому словарю, таблица истинности – это табличное представление логической схемы (операции), в котором перечислены все возможные сочетания значений истинности входных сигналов (операндов) вместе со значениями истинности выходного сигнала (результата операции) для каждого из этих сочетаний.

 

Проблемный вопрос:

Для чего создавать таблицы истинности логических функций?

Для табличного представления логической схемы.

 

  1. Коньюнкция -соответствует союзу  и, логическое умножение.
  2. Дизъюнкция —  соответствует  союзу или, логическое сложение.
  3. Импликация – соответствует союзу если…то
  4. Эквиваленция — соответствует слову эквивалентно
  5. Отрицание – соответствует союзу не.

Таблица истинности.

 

А и и л л
В и л и л
АÙВ и л л л
АÚВ и и и л
А→В и л и и
АВ и л л и

Задание. Определить истинно ли высказывание.

 

А)  АÚВ→АÙВ  при А-и   В-л

 

Б)  ͞АÚВ→А῀А  при  А-л   В-и

 

В)   ͞͞АÙВ→СÚ͞Д῀У  при А-и В-л  С-и Д-л У-и

 

Г) (А→В)῀(АÚВ῀͞А)  при А-и  В-л

 

Д) (Х῀͞У) Ù(А→В) при Х-л У-и В-л А-и

10 мин. V. Закрепление урока. . Задание для группы
1 группа:
1. Нарисуйте логическую схему для следующего логического выражения. Составьте
таблицу истинности.
F = А v
2. По логической схеме составьте формулу:

Вх1 Вых1
Вх2 Вых2
2 группа:
1. Нарисуйте логическую схему для следующего логического выражения. Составьте
таблицу истинности.
F = А & .
2. По логической схеме составьте формулу:
Вх1

Вх2 Вых

Вх3
1. Нарисуйте логическую схему для следующего логического выражения. Составьте таблицу истинности.
F = Х v .
2. По логической схеме составьте формулу:
Вх1 Вых1

Вх2
Вх3 Вых2

3 группа: 1. Нарисуйте логическую схему для следующего логического выражения. Составьте таблицу истинности.
F= (Х v Z) & (X v
2. По логической схеме составьте формулу:

X ¬Y

Z
1.Нарисуйте логическую схему для следующего логического выражения. Составьте таблицу истинности.
F = .
3. По логической схеме составьте формулу:

¬X Z

X Z

Карточки 

 

 

 

5 мин. VI. Итог урока.  С помощью метода «Телеграмма» проводит итог урока.Оценивание фишками  Проводит рефлексию. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока, и отправляют своим одноклассникам телеграмму. Оценивают работу своих одноклассников. Светофор

 

Стикеры

 

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Учеики записывают в дневниках. Дневник

 

Итог урока:_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                           Класс: 8     урок 5
Тема: Кодирование числовой, текстовой и графической информации. Декодирование
Цель урока: закрепить представления учащихся о понятиях «кодирование», «декодирование», «таблица соответствия»,расширить представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни,

закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени,

развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нём

Ожидаемый результат Познакомятся с понятиями – код, кодированиеСмогут кодировать предложения

Выполнят практическую работу;

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный моментЦель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

 

Проявление интереса к материалу изучения.Оценивают правильность выполнения заданий. Учебник
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «ИНСЕРТ» осуществляет проверку знаний учащихся.Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

1.      К какой знаковой системе относится русский язык?

2.      Что такое алфавит знаковой системы?

3.      Почему в компьютерах используется двоичная знаковая система?

4.      В чем состоит различие между

            естественными и формальными

            языками?

5.      Приведите пример

            формального языка.

 

Демонстрируют свои знания.  Таблица «ИНСЕРТ»
20 мин. III. Актуализация знанийЦель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. По методу «Ромашка Блума»

Код — это набор условных обозначений (или сигналов) для записи (или передачи) некоторых заранее определенных понятий.

Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Обычно каждый образ при кодировании (иногда говорят — шифровке) представлении отдельным знаком.

Знак — это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов.

В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация (например, звуки, изображения, показания приборов и т. д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Например, чтобы перевести в числовую форму музыкальный звук, можно через небольшие промежутки времени измерять интенсивность звука на определенных частотах, представляя результаты каждого измерения в числовой форме. С помощью программ для компьютера можно выполнить преобразования полученной информации, например «наложить» друг на друга звуки от разных источников.

Аналогичным образом на компьютере можно обрабатывать текстовую информацию. При вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства (экран или печать) для восприятия человеком по этим числам строятся изображения букв. Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Как правило, все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц (а не десяти цифр, как это привычно для людей). Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления, поскольку при этом устройства для их обработки получаются значительно более простыми. Ввод чисел в компьютер и вывод их для чтения человеком может осуществляться в привычной десятичной форме, а все необходимые преобразования выполняют программы, работающие на компьютере.

Способы кодирования информации.

Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах. C появлением компьютеров возникла необходимость кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело и отдельный человек, и человечество в целом. Но решать задачу кодирования информации человечество начало задолго до появления компьютеров. Грандиозные достижения человечества — письменность и арифметика — есть не что иное, как система кодирования речи и числовой информации. Информация никогда не появляется в чистом виде, она всегда как-то представлена, как-то закодирована.

Двоичное кодирование – один из распространенных способов представления информации. В вычислительных машинах, в роботах и станках с числовым программным управлением, как правило, вся информация, с которой имеет дело устройство, кодируется в виде слов двоичного алфавита.

Кодирование символьной (текстовой) информации.

Основная операция, производимая над отдельными символами текста — сравнение символов.

При сравнении символов наиболее важными аспектами являются уникальность кода для каждого символа и длина этого кода, а сам выбор принципа кодирования практически не имеет значения.

Для кодирования текстов используются различные таблицы перекодировки. Важно, чтобы при кодировании и декодировании одного и того же текста использовалась одна и та же таблица.

Таблица перекодировки — таблица, содержащая упорядоченный некоторым образом перечень кодируемых символов, в соответствии с которой происходит преобразование символа в его двоичный код и обратно.

Наиболее популярные таблицы перекодировки: ДКОИ-8, ASCII, CP1251, Unicode.

Исторически сложилось, что в качестве длины кода для кодирования символов было выбрано 8 бит или 1 байт. Поэтому чаще всего одному символу текста, хранимому в компьютере, соответствует один байт памяти.

Различных комбинаций из 0 и 1 при длине кода 8 бит может быть 28 = 256, поэтому с помощью одной таблицы перекодировки можно закодировать не более 256 символов. При длине кода в 2 байта (16 бит) можно закодировать 65536 символов.

Сходство в кодировании числовой и текстовой информации состоит в следующем: чтобы можно было сравнивать данные этого типа, у разных чисел (как и у разных символов) должен быть различный код. Основное отличие числовых данных от символьных заключается в том, что над числами кроме операции сравнения производятся разнообразные математические операции: сложение, умножение, извлечение корня, вычисление логарифма и пр. Правила выполнения этих операций в математике подробно разработаны для чисел, представленных в позиционной системе счисления.

Основной системой счисления для представления чисел в компьютере является двоичная позиционная система счисления.

Кодирование текстовой информации. В настоящее время, большая часть пользователей, при помощи компьютера обрабатывает текстовую информацию, которая состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания и др. Подсчитаем, сколько всего символов и какое количество бит нам нужно.

10 цифр, 12 знаков препинания, 15 знаков арифметических действий, буквы русского и латинского алфавита, ВСЕГО: 155 символов, что соответствует 8 бит информации.

Единицы измерения информации.

1 байт = 8 бит

1 Кбайт = 1024 байтам

1 Мбайт = 1024 Кбайтам

1 Гбайт = 1024 Мбайтам

1 Тбайт = 1024 Гбайтам

Суть кодирования заключается в том, что каждому символу ставят в соответствие двоичный код от 00000000 до 11111111 или соответствующий ему десятичный код от 0 до 255.

Необходимо помнить, что в настоящее время для кодировки русских букв используют пять различных кодовых таблиц (КОИ — 8, СР1251, СР866, Мас, ISO), причем тексты, закодированные при помощи одной таблицы не будут правильно отображаться в другой

Основным отображением кодирования символов является код ASCII — American Standard Code for Information Interchange- американский стандартный код обмена информацией, который представляет из себя таблицу 16 на 16, где символы закодированы в шестнадцатеричной системе счисления.

Кодирование графической информации. Важным этапом кодирования графического изображения является разбиение его на дискретные элементы (дискретизация).

Основными способами представления графики для ее хранения и обработки с помощью компьютера являются растровые и векторные изображения

Векторное изображение представляет собой графический объект, состоящий из элементарных геометрических фигур (чаще всего отрезков и дуг). Положение этих элементарных отрезков определяется координатами точек и величиной радиуса. Для каждой линии указывается двоичные коды типа линии (сплошная, пунктирная, штрихпунктирная), толщины и цвета.

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей), полученных в результате дискретизации изображения в соответствии с матричным принципом.

Матричный принцип кодирования графических изображений заключается в том, что изображение разбивается на заданное количество строк и столбцов. Затем каждый элемент полученной сетки кодируется по выбранному правилу.

Pixel (picture element — элемент рисунка) — минимальная единица изображения, цвет и яркость которой можно задать независимо от остального изображения.

В соответствии с матричным принципом строятся изображения, выводимые на принтер, отображаемые на экране дисплея, получаемые с помощью сканера.

Качество изображения будет тем выше, чем «плотнее» расположены пиксели, то есть чем больше разрешающая способность устройства, и чем точнее закодирован цвет каждого из них.

Для черно-белого изображения код цвета каждого пикселя задается одним битом.

Если рисунок цветной, то для каждой точки задается двоичный код ее цвета.

Поскольку и цвета кодируются в двоичном коде, то если, например, вы хотите использовать 16-цветный рисунок, то для кодирования каждого пикселя вам потребуется 4 бита (16=24), а если есть возможность использовать 16 бит (2 байта) для кодирования цвета одного пикселя, то вы можете передать тогда 216 = 65536 различных цветов. Использование трех байтов (24 битов) для кодирования цвета одной точки позволяет отразить 16777216 (или около 17 миллионов) различных оттенков цвета — так называемый режим “истинного цвета” (True Color). Заметим, что это используемые в настоящее время, но далеко не предельные возможности современных компьютеров.

Кодирование звуковой информации. Из курса физики вам известно, что звук — это колебания воздуха. По своей природе звук является непрерывным сигналом. Если преобразовать звук в электрический сигнал (например, с помощью микрофона), мы увидим плавно изменяющееся с течением времени напряжение.

Для компьютерной обработки аналоговый сигнал нужно каким-то образом преобразовать в последовательность двоичных чисел, а для этого его необходимо дискретизировать и оцифровать.

Можно поступить следующим образом: измерять амплитуду сигнала через равные промежутки времени и записывать полученные числовые значения в память компьютера.

 

 

  1. Дана кодировочная таблица. С помощью этой таблицы зашифруйте фразу: «Я умею работать с информацией. А ты?»
0 1 2 3 4 5 6 7 8
0 А Б В Г Д Е Ё Ж З
1 И К Л М Н О П Р С
2 Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ
3 Ы Ь Э Ю Я _ . , ?
4 : ; ! « » ú

( 3445211305334517000115200030214518451014221517130024100546434500203038)

  1. Что больше: 8150 байт или 8 килобайт?(8 килобайт)

Сколько точно байт и сколько бит содержится в 2,5 килобайтах? (2560 байт; 20480 бит

Рисунок построен с использованием палитры 256 цветов на экране монитора с графическим разрешением 1024 х 768. Рассчитать объем памяти необходимый для хранения этого рисунка.

Решение:

1024 х 768*  8= 1024 * 768 * 8 бит = 1024 * 768 байт =(количество пикселей )(количество бит на цвет одного пикселя )= 768 Кбайт

Задача:

Рассчитайте объем памяти, необходимый для хранения рисунка построенного при графическом разрешении монитора 800 х 600 с палитрой 32 цвета.

Решение

800 * 600 *5 бит = 100 * 3000 байт   300 Кбайт

Задача:

*Каков информационный объем книги, если в ней 200 страниц текста (на каждой странице 50 строк по 80 символов ( и 10 цветных рисунков. Каждый рисунок построен при графическом разрешении монитора 800 х 600 с палитрой 16 цветов.

Решение:

80 * 50 * 200 симв 1 символ – 1 байт

80 * 50 * 200 байт  80 * 10 Кбайт = 800 Кбайт – для хранения текста

16 = 24

10 * (800 * 600 * 4) бит = 10 * 100 * 2400 байт   2400 Кбайт для хранения рисунков

2400 + 800 = 3200 Кбайт   3, 2 Мб

Сколько дискет необходимо для хранения такого количества информации?

 

 

10 мин. IV. Итог урокаЦель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.

 

По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

Кодирование числовой информации

 

 

 

 

 
 Закрепление нового материала.

А для того, чтобы проверить и закрепить изученный материал, выполним тестовую работу.

Чтобы преобразовать число в другую систему счисления
1. В меню Вид выберите команду Инженерный.
2. Введите число для преобразования.
3. Выберите систему счисления, в которую его требуется преобразовать.
4. Выберите необходимую разрядность результата.
Теперь используя эту программу преобразуйте числа из одной системы счисления в другую.

310=?   21010=?  222610=?   2100012 =?  10248=?   16FF16==?      2= ?     8 = ?10

 

1 группа

1. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?

2. Верно ли, что римская система счисления непозиционная?

3. Верно ли, что в компьютерах используется римская система счисления?

4. Верно ли, что для сложных арифметических вычислений удобно пользоваться римской системой счисления?

5. Верно ли, что в двоичной системе счисления существует цифра 2?

2 группа.

1. Верно ли, что число 23222112 может быть записано в четырехричной системе счисления?

2. Верно ли, что арабские цифры удобны для сложных арифметических вычислений?

3. Верно ли, что в памяти компьютера используется десятичная система счисления?

4. Верно ли, что все системы счисления делятся на две большие группы?

5. Верно ли, что десятичная система счисления позиционная?

Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.  Карточки 

 

 

фишки

 2 мин. V. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.  Ученики записывают в дневниках (Упражнение 3)

 

 

Итог урока:_________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сабақ жоспарлар сайты ЖОСПАР.КЗ
Добавить комментарий