Календарно–тематическое планирование по физике 7 класс

2 часа в неделю-всего 68 часов.

тема Число уроков дата повторение демонстрации примечание
Физика и астрономия науки о природе (7+2 ч)
1 Природа и человек. Как надо работать с учебником. § 1 1 Естеств. Радуга с помоью опт.скамьи
2 Физика – наука о природе. Физические понятия. Физика и техника §2,3 1 Естеств. Презентация «Физика- это наука о природе»
3 Астрономия – наука о небесных телах. Вклад ученных Центральной Азии в становление и развитии науки. Народная астрономия древнего мира. 1 Естеств. Фрагм  «Астрономия- наука о звездах», звезд.карта неба, модель солнечной системы
4 Научные методы изучения природы. Физический эксперимент. § 7,8 1 КиМ.  «Физика-7»
5 Физическая теория. Физические величины. Измерение величин. §9,10 1 Матем. Измерение длины, объемамензурка
6 Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. § 11,12 1 Матем. Таблица СИ
7 Запись больших и малых чисел. Выполнение упражнений § 13 1 Матем.
8 Л/р. №1 Определение цены деления мензурки. Измерение объема тел. Зачет №1 1 Матем. Л/р. №1  Зачет №1 (индив. Устный опрос)
9 Систематизация знаний. Решение задач. Тестовая проверка знаний. 1 Тестер-7 на компьют..
Строение вещества (4 ч)
1 Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость t° от υ молекул. § 14,15 1 Естеств. Таблица, диффузия в жидкостях, газах, зависим. от температуры
2 Состояние вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений. § 16 1 Естеств. «Три состояния вещества» презент.
3 Л/р. № 2 Измерение малых тел. 1 Матем. Ф.§13 Л/р.2
4 Зачет № 2. по теме «Строение вещества» 1 КиМ. «Физика -7» Зачет №2 (проверка, взаимопроверка)
Движение (11+1ч)
1 Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Движение планет § 17,18 1 Естеств. ЭУ»Механическое движение»
2 Годичное движение Солнца. Древние ученные о строении Солнечной системы §17,18 1 Естеств. ЭУ «Астрономия»
3 Гелиоцентрическая система Коперника. Обобщение материала астрономии. §21 1 Естеств.
4 Материальная точка. Траектория движения. Путь и перемещение. §22,23 1 Относ.перемещения, движение тележки
5 Равномерное и неравномерное движение. Скорость. §24,25 1 Матем. ЭУ»Механическое движение»
6 Решение задач. 1 Матем. КиМ   «Физика-7»
7 Самостоятельная работа 1 С/р.
8 Средняя скорость неравномерного движения. §26 1 ЭУ»Механическое движение»
9 График равномерного прямолинейного движения. § 27 1 ЭУ»Механическое движение»
10 Решение задач 1 КиМ   «Физика-7»
11 Инерция. §28(§29). Тестовая проверка знаний. 1 ЭУ»Механическое движение» Тестовая
12 Контрольная работа №1. Зачет №3 1 Зачет .№3 (взаимопроверка)
Силы (9+3)
1 Взаимодействие тел. Масса тел §30,31 1 Естеств. КиМ   «Физика-7»
2 Плотность вещества. §32 1 Естеств. КиМ   «Физика-7»
3 Решение задач 1
4 Л/р.№3 Определение массы и плотности 1 Л/р. №3
5 Сила. Деформация. Закон Гука. §33-35 1 Деформ.пружины
6 Динамометр. Л.р. №4. Изучение упругой деформации. §36. Тест за I п/годие 1 динамометры Тестовая работа
7 Сложение сил, действующих на тело вдоль прямой. §37.Решение задач. 1 Набор по статике
8 Явление тяготения. Сила тяжести. Решение задач. §38,39 1 КиМ   «Физика-7»
9 Вес тела. Невесомость. Решение задач. §40 1 КиМ   «Физика-7»
10 Сила трения. Учет влияния трения в технике. §41-42 1 Естеств. КиМ   «Физика-7»
11 Обобщение, систематизация знаний. 1
12 Тестовая проверка знаний по теме «Силы» и «Движение» 1 Тестер -7 Тестовая работа
Давление (16+2)
1 Давление. Решение задач. §43 1 Естеств. Фрагм.Открытая физика ч.1
2 Закон Паскаля. Гидравлическая машина §44-45 1 Презент.»Закон Паскаля»  шар  Паскаля
3 Давление газа. Решение задач. §46 1 КиМ   «Физика-7»
4 Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести. §47 1 КиМ   «Физика-7»
5 Сообщающиеся сосуды. Водопровод. §48,49 1 таблицы
6 Решение задач. 1 КиМ   «Физика-7»
7 Атмосферное давление. Барометр. §50,51 1 Естеств.геогр. Презент «Атмос.давление»
8 Изменение атмосферного давления в зависимости от высоты. Решение задач. §52 1 Географ. КиМ   «Физика-7»
9 Манометры. Решение задач. §53 1 талицы
10 Насосы. Решение задач. 1 модели
11 Архимедова сила. §55 1 Опыт по закону Архимеда
12 Условия плавания тела. §56 1 КиМ   «Физика-7»
13 Л/р. №5. Проверка закона Архимеда. 1 Л/р.№5
14 Л/р. №6. Проверка условий плавания тел. 1 Л/р. №6
15 Ареометры. Водный транспорт. Решение задач. §57,58 1 ареометры
16 Воздухоплавание. Решение задач. § 59 1 презентация
17 Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. § 60-62 1 Естествоз. КиМ   «Физика-7»
18 Обобщение материала. Тесты. 1
Работа. Мощность. Энергия (11ч)
1 Работа силы, действующей в направлении движения тела. §63,64 1 Таблица, опыт
2 Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия тел. §65 1 КиМ   «Физика-7»
3 Закон сохранения энергии. §68 1 КиМ   «Физика-7»
4 Решение задач 1 С/р
5 Момент силы. Л.р. №8 Определение условия равновесия рычага. §69 1 Л/р
6 Рычажные весы. Простые механизмы. §70,71 1 Блоки, рычаги
7 Наклонная плоскость. Золотое правило механики. КПД механизмов. §72,73 1 Презентация «Золотое правило механики»
8 Л/р. №7 Определение КПД наклонной плоскости. 1 Л/р.
9 Решение задач. Обобщение материала. Тестовая проверка знаний по материалам главы. 1 Тестер-7 Тестовая работа
10 Тестовая проверка знаний за учебный год 1 Тестер -7 Тестовая
11 Работа над ошибками. Подведение итогов. 1
12 Итоговый урок-соревнование. 1

 

 

 

Физика 7 класс

 

Урок № 1. Природа и человек. Физика — наука о природе.

Цель: объяснить, какие явления называются природными; рассказать, что такое физика.

Тип урока: урок объяснение нового материала

Оборудование и материалы:  компьютер, проектор, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент: приветствие, отметка отсутствующих
  2. Объяснение нового материала

Слово «физика» образовано от греческого слова фюзис — природа. Великий греческий мыслитель Аристотель в своих трактатах говорит о физике как науке о природе. Учение Ари­стотеля обогатил и расширил наш соотечественник Абу Наср аль-Фараби. Признательные потомки называют Аристотеля «Первым учителем», а аль-Фараби — «Вторым учителем». В рус­ский язык слово «физика» твердо вошло благодаря научным трудам великого ученого М. В. Ломоносова.

Эти ученые отличались универсальными знаниями. Они внесли значительный вклад почти во все отрасли науки своего времени, включая и физику, и астрономию. Дополнительные сведения о трудах великих мыслителей вы можете найти в ли­тературных источниках, приведенных в конце учебника.

Основная цель физики — исследование различных физи­ческих явлений, происходящих в природе, открытие законов, устанавливающих связь между этими явлениями. Напри­мер, было установлено, что падение различных предметов на землю обусловлено силой ее притяжения. Смена времен года (зима, весна, лето, осень) объясняется дви­жением Земли вокруг Солнца. Нами здесь названы четыре явления природы: паде­ние тела, притяжение Земли, смена времен года, движение Земли вокруг Солнца. Иссле­дование связей между этими и подобными им явлениями в физике способствовало открытию законов Ньютона, а в астрономии — законов Кеплера. Таким образом, в процессе познания и установления связей между явлениями при­роды открываются законы физики. С этими законами вы будете знакомиться постепенно, в процессе дальнейшего обучения.

Домашнее задание: §

 

 

Урок № 2. Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире.

Цель: объяснить учащимся, что такое физические термины и понятия; дать определение понятию материя, тело вещество;  рассказать о самых крупных научно-технических достижениях XX в.

Тип урока: стандартный урок

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Опрос домашнего задания:
  3. Что означает слово природа?
  4. Какие явления называются природными?
  5. Какие природные явления относятся к физическим? Какие физи­ческие явления вы знаете?
  6. Что означает слово «физика»? Благодаря трудам каких великих ученых физика состоялась как наука?
  7. Какова цель физики?

Новая тема

Специальные опорные слова, применяе­мые для усвоения научного языка физики и изучения ее законов, называют физическими терминами. Например, такие опорные слова, как путь, скорость, сила, являются наиболее часто применяемыми терминами. Термины, более основательно раскрывающие смысл фи­зических явлений и закономерностей, назы­ваются физическими понятиями. Например, в физике имеют глубокий смысл такие поня­тия, как материя, тело и вещество.

Материей называется все то, что име­ется во Вселенной. К материи, например, от­носятся растения и животные, Луна и Солн­це, звезды и их излучение.

Отдельный предмет определенной фор­мы, занимающий в пространстве конкрет­ный объем, называется телом. Например, Луна, ложка, ластик, стол, капля воды явля­ются телами.

Вид материи, который определяет при­роду тела и характеризует его отличи­тельные свойства, называется веществом. Например, серебро, вода, воздух являются веществом. Стол является телом, а дерево, из которого он сделан, — веществом. Подкова или гвоздь — тело, а железо, из которого они изготовлены, — вещество. И дерево, и железо имеют свои отличительные свойства, харак­теризующие качество тела.

Тело может быть образовано из одного и того же вещества. Например, вода и ее пар, а также лед — все это одно и то же ве­щество, находящееся в различных состоя­ниях. Однако каплю воды или кусок льда можно рассматривать и в качестве тела. А пар и любые газообразные соединения яв­ляются только веществом, так как они не имеют конкретного объема и формы. Если все тела обязаны обладать конкретным зри­мым объемом, то на вещества подобные ограничения не распространяются.

XX в. называют веком научно-тех­нической революции. В отличие от про­шлых веков для него характерны две особенности.

Во-первых, в XX в. наука и техни­ка развивались высокими темпами. Во- вторых, новые научные открытия быстро внедрялись в производство, использова­лись на благо людей.

Физика вносит огромный вклад в раз­витие техники, являясь ее основой. Мож­но привести множество примеров, свиде­тельствующих о том, как использование знаний законов физики способствовало техническому прогрессу.

Только люди, знающие физику, могли создать сложные электротехнические си­стемы и электронно-вычислительную тех­нику. Сложнейшие электронные и лазер­ные приборы, которые находят широкое применение в повседневной жизни, также были созданы учеными-физиками.

С физикой и техникой связаны четы­ре величайшие достижения XX в.

  1. Открытие атомной энергии. По прогнозам ученых, органического топли­ва (уголь, нефть, газ, торф, древесина) в лучшем случае хватит только на один век. Поэтому открытие физиками новых источников огромных запасов энергии, содержащейся в ядрах атомов, в 30-40-е гг. XX в. явилось очень важным событием. На основе новых источников энергии создавались гигантские атомные ледоколы, подводные лодки, атомные электростанции (АЭС) и другие установки.
  2. Освоение космоса. Первый искусственный спутник Земли был запущен 1957 г. с космодрома Байконыр, который находится на территории нашей страны. Первый в мире космонавт — Юрий Гагарин  также полетел в космос с космодрома Байконыр (1961). Совершив один оборот вокруг Земли за 108 мин, он благополучно приземлился. Пример мужества, необычайной находчивости и мастерства в управлении сложнейшей космической техникой показали наши соотечественники-космонавты Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев.

Эти космонавты — высококвалифицированные летчики-испытатели многих типов современных самолетов, высококлассные профессионалы, в совершенстве владеющие основами современной физики и техники. Так, например, Тохтар Аубакиров еще до полета в космос был удостоен звания
Героя Советского Союза за смелость и находчивость, позволившие ему посадить свой сверхзвуковой самолет на палубу авианосца в сложных погодных условиях.

Космос хранит в себе огромные возможности. Космические открытия, осуществленные в XX в., — это только начало освоения космического пространства и путешествия к небесным телам. В этой связи имеет огромное значение охрана родной планеты и космоса от загрязнения.

  1. Создание лазера. В 1964 г. двум ученым-физикам из России — Н. Г. Басову и А. М. Прохорову и физику из США Ч. X. Таунсу была присуждена Нобелевская премия за работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию ге­нераторов и усилителей нового типа — мазеров и лазеров.

Лазерная техника и лазерные технологии находят самое широкое применение как в науке, так и производстве. На­пример, одна лишь замена скальпеля стерильным и острей­шим лазерным лучом, позволившим хирургам проводить бес­кровное рассечение и бесшовное соединение тканей «световым скальпелем», является революционным событием в медицине. Сегодня, не прибегая к грубому хирургическому вмешатель­ству, быстро и практически безболезненно врачи излечивают глазные заболевания (катаракту, глаукому), осуществляют замену поврежденных хрусталиков и приваривают отслоив­шуюся сетчатку глаза.

  1. Возникновение кибернетики и связанной с ней электронно-вычислителъной техники. Открытия в области кибернетики и информационных технологий очень впечатляют. Так, например, уровень самостоятельного мышления современных суперкомпьютеров и роботов, называемых «искусственным интеллектом», достиг уровня мышления человека. Уже сейчас роботы заменяют людей на опасных участках, освободив их от тяжелой и вредной работы, например при ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях.

Домашнее задание §

 

Урок № 3. Астрономия — наука о небесных телах.

Цель: рассказать, что такое астрономия

Тип урока: стандартный урок.

Оборудование:

  1. Организационный момент
  2. Опрос домашнего задания
  3. Что называют физическими терминами и понятиями?
  4. Каким физическим понятиям вы можете дать определения?
  5. Какое из перечисленных понятий имеет, на ваш взгляд, более глубокий смысл: материя, тело, вещество?
  6. Какова особенность научно-технических достижений современной эпохи?
  7. Назовите самые крупные научно-технические достижения XX в.
  8. Новая тема

Астрономия — греческое слово, астро означает звезда, а номос — закон. Как и физика, астрономия — древняя наука о природе. Ее развитие было вызвано жизненной потребностью людей. У них в те времена отсутствовали приборы и средства для определения времени и ориентирования в пространстве. Поэтому, чтобы продолжить движение в степи или открытом море, определить продолжительность года или время суток, люди вели наблюдения за звездами и другими небесными телами.

Современная астрономия, расширив рамки своих исследований, превратилась в науку, состоящую из многих разделов. Основная цель астрономии заключается в установлении законов движения и развития небесных тел. Астрономия изучает явления, происходящие в телах или в системе тел, находящихся в космическом пространстве. К космическим телам относятся звезды, планеты и их спутники, а также астероиды (малые планеты), кометы, метеориты, межзвездное вещество (газ и пыль) и др.

Итальянский ученый Галилео Галилей впервые использовал специальный прибор — увеличительную оптическую трубу для исследования небесных тел. Узнав, что в Голландии изобретен бинокль (1608), он решил использовать его для наблюдения ночного неба. Г. Галилей является и первым изобретателем простого прототипа  современного мощного телескопа.

Его телескоп состоял из двух оптических труб. Короткая оптическая труба давала 3-кратное увеличение объекта, а длинная 32-кратное. В конце 1609 г. он начал первый обзор неба и при помощи самого простого телескопа стал автором многих выдающихся астрономических открытий. В свой телескоп Г.Галилей разглядел лунный пейзаж. Поверхность Луны не была гладкой, как «хрустальный шар». Так же, как и на Земле, на ней были кратеры, горы и низменности. Он доказал, что Венера является не звездой, а планетой, вращающейся, как и Земля, вокруг Солнца.

Г. Галилей установил, что Млечный Путь состоит из огромного количества звезд, а также открыл темные пятна на Солнце. Наблюдая, что эти пятна постоянно смещаются, он пришел к выводу о враще­нии Солнца вокруг своей оси. В 1610 г. он открыл четыре спут­ника Юпитера. Г. Галилей научно обосновал, что Луна является естественным спутником Земли. Его многочисленные наблюде­ния при помощи телескопа подтвердили, что планеты со своими спутниками, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца.

Открытия Г. Галилея противоречили принятому церковью учению о том, что центром Вселенной является Земля, а не­бесные тела вращаются вокруг нее. Он продолжал доказывать правильность научных взглядов Джордано Бруно и Николая Коперника о строении Солнечной системы. Однако подобные за­явления жестоко карались. Так, например, в 1600 г. в Риме был обвинен инквизицией в ереси и сожжен на костре Джордано Бруно. И Галилей в преклонном возрасте в 1633 г. был подверг­нут суду инквизиции. Конец жизни он провел под домашним арестом, хотя перед судом инквизиции «отрекся» от учения Н. Коперника.

Взаимодействие физики и астрономии помогает глуб­же понять тайны явлений природы. В результате объедине­ния усилий этих наук стало очевидным, что все явления во Вселенной имеют единую природу. Например, падение тел на Землю и движение планет вокруг Солнца объясняются влия­нием одной и той же силы, одним и тем же законом. Этот закон был открыт И. Ньютоном и называется Законом все­мирного тяготения.

Многие открытия в области физики непосредственно связаны с исследованиями астрономических объектов. Например, газ гелий первоначально был обнаружен на Солнце с помощью физического метода, называемого спектральным анализом. Поскольку впервые этот газ был найден в составе атмосферы Солнца, его назвали гелием (от греч. гелиос — Солнце). Позже гелий нашли и в составе воздуха Земли. Раздел науки, где астрономические объекты изучаются на основе физических методов, называется астрофизикой.

Космическое пространство и его тела являются для фи­зиков уникальной лабораторией. Так, получение безвоздушного пространства (глубокого вакуума) или доведение температуры тела до миллионов градусов в условиях Земли — трудноосуще­ствимая задача. А в космосе для этого существуют идеальные условия. Например, на Луне нет воздуха, поэтому там можно проводить научные исследования без сложных установок, по­зволяющих получать глубокий вакуум.

Луна — естественный спутник Земли. Она является небес­ным телом, расположенным ближе всех к нашей планете. Впер­вые нога человека ступила на Луну в 1969 г. Амери­канские астронавты Н. Армстронг и Э. Олдрин были первыми, кто побывал на Луне.

После того как Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый полет в космос, стал быстро развиваться новый раздел астрономии — космонавтика. Космонавтика изучает движение искусственно созданных аппаратов в космическом пространстве. Современная астрономия охватывает и ряд других сфер.

Раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем, называется космогонией (дословно с греческого — происхождение мира или рождение Вселенной).

Космогония отвечает на вопросы: когда и как возникли галак­тики, звезды и планеты, как они изменяются и развиваются.

Учение о Вселенной, ее общих свойствах, представления о мироздании называют космологией.

В ходе развития вышеуказанных отраслей науки сложился новый взгляд на Вселенную. Он освещает основные представле­ния о мироздании: когда и как образовалась Вселенная, каково ее строение и т. д. Ниже мы дадим краткие ответы на эти во­просы.

Исследования небесных тел как наземными, так и космическими телескопами способствовали ускоренному развитию астрономии. На основе комплексных астрономических исследований удалось накопить богатый научный материал о происхождении, строении, развитии и гибели небесных тел. К таким научным материалам относит­ся открытие миллиардов галактик, которые являются основ­ными строительными каркасами Вселенной.

Галактикой называют гигантскую систему из бесчислен­ного множества (сотни миллиардов) звезд, которые вращают­ся вокруг единого для всех центра. Около 6 тыс. видимых невооруженным глазом звезд в ночном небе обоих полушарий относятся лишь к одной нашей Галакти­ке под названием Млечный Путь. Наша Галактика содержит около 200 млрд звезд. Солнце, отстоящее от Земли на 150 млн км, является одной из относительно небольших звезд Галактики. А самая большая звезда Галактики — Мю Цефея — в 2400 раз больше Солнца. Световая волна от Солнца со скоростью 300 тыс. км/с достигает поверхности Земли за 8 мин. А от Проксимы Центавра, являющейся самой близкой к Солнечной системе звездой, свет доходит до нас за 4,2 све­товых года. От края до края нашей Галактики свет пробегает за 100 тыс. световых лет. Из этих данных можно представить колоссальные масштабы нашей Галактики.

Но Вселенная не ограничивается одной нашей Галакти­кой. Она содержит еще несколько миллиардов таких галактик, как наша. В соответствии с исследованиями аме­риканского астронома Э. Хаббла (1929) Вселенная расширя­ется во все стороны и процесс возникновения новых галактик продолжается. Свет от самой удаленной галактики доходит до нас за миллиарды лет. А от двух близких галактик, которые называются Магеллановыми Облаками (Большое и Малое), свет доходит до нас соответственно за 169 тыс. световых лет и 180 тыс. световых лет.

В конце первой четверти прошлого века Э. Хаббл класси­фицировал галактики по их форме на три группы: спиральные, эллиптические и неправильные. Наша Галактика является спиральной.

Все галактики в процессе движения развиваются, изменя­ются, гибнут и вновь возникают. 15 млрд лет назад не было Вселенной (стало быть, не было и галактик, и пространств, и времени). Современная Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва неизвестного вещества с бесконечно большой плотностью. Дей­ствительно, если по пройденной траектории расширяющейся Вселенной собрать обратно все галактики, то они сошлись бы через 12-15 млрд лет в одну точку. Поэтому считается, что возраст Вселенной и самых старых галактик составляет 12-15 млрд лет. Звезды каждой из галактик также имеют разный возраст. Те звезды, которые находятся ближе к центру га­лактики, являются старыми, а на периферии располагаются более молодые звезды.

Процесс формирования звезд и планет из-за гравитаци­онного притяжения частиц и более крупных тел происходит непрерывно. В звездах, масса которых несравнимо больше, чем в планетах, из-за колоссального гравитационного сжатия температура в центральной области достигает миллио­нов градусов. При такой температуре атомные ядра химиче­ских элементов (в основном водорода и гелия) сливаются в одно ядро с высвобождением огромной энергии. Таким обра­зом, звезды непрерывно излучают в окружающее пространство лучистую энергию до тех пор, пока не исчерпают свои запасы ядерного топлива.

Возраст нашей Галактики составляет примерно 12 млрд лет. Возраст Солнца, расположенного на внешнем рукаве спи­рали нашей Галактики, около 5 млрд лет. Запасы его ядерного топлива достаточны, чтобы согревать нас еще 5-10 млрд лет.

Все звезды любой галактики вращаются вокруг ее ядра (центра). Солнце расположено от центра нашей Галакти­ки на расстоянии около 25 тыс. световых лет. Со скоростью 220 км/с оно совершает один оборот вокруг центра галактики за 230 млн лет. Такой отрезок времени называется галакти­ческим годом. Время, необходимое для одного оборота Земли вокруг Солнца, как известно, равно одному году.

Вокруг многих звезд вращаются их планеты. Наиболее полно исследованы планеты и другие тела, вращающиеся во­круг Солнца. К Солнечной системе относятся следующие во­семь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (см. первый форзац). Плутон до 2006 г. считался самой удаленной, девятой планетой Солнечной системы. Теперь его относят к числу малых планет, т. е. к астероидам. Не менее 1 млн астероидов вращается вокруг Солнца, в основном между орбитами Марса и Юпитера. Диаметр самого большого астерои­да — Цереры (если не считать Плутона) — равен 1003 км. Вокруг Солнца странствуют и кометы, которые намного меньше асте­роидов.

Кометы, достигающие в диаметре нескольких километров, состоят из камней и частиц пыли, скрепленных льдом и замерз­шими газами. Когда комета подходит близко к Солнцу, покрывающая ее ледяная корка тает и образуется облако из газа и пыли.

Такое облако, называемое хвостом кометы, под воздействием солнеч­ного ветра всегда направлено в про­тивоположную от Солнца сторону.

Метеоритами называются ка­менные или железные осколки космического мусора, которые падают на поверхность Земли. Многие из них из-за сильного трения сгорают в атмосфере Земли, когда вторгаются в нее со скоростью 11- 30 км/с. Тем не менее,  ежедневно на поверхность Земли падает около 1 т метеоритов. Самый крупный (60 т) из известных же­лезных метеоритов — Гоба метеорит — найден в Намибии (Юго- Западная Африка) в 1920 г.

Столкновение небесных тел — явление довольно частое. Мно­гочисленные кратеры на поверхности планет и их спутников образованы в результате таких столкновений. Не исключено, что при таких столкновениях ось Земли может резко изменить свою ориентацию в пространстве, вызвав всемирный потоп и планетарную катастрофу. Поэтому многие астрономы постоянно следят за небесными телами. Результаты таких наблюдений по­зволяют точно определить траекторию их движения.

Домашнее задание: §

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here